Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АМВРОСИЙ (ФОНТРИЕ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архимандрит Амвросий (Фонтрие)
Архимандрит Амвросий (Фонтрие)
Амвросий (Фонтрие) (1917 - 1992), архимандрит, клирик неканонического Авксентиевского Синода Церкви истинных православных христиан Греции

В миру Ахиллес Фонтрие (Achilles Fontrier, Αχιλλέας Φοντριέ), родился 2 июня 1917 года в Смирне, Османская империя. Его отец, Василий, имел французские корни, мать Кириакула была гречанкой. Был старшим ребёнком в семье.

В 1922 году, когда местное грекоязычное население подверглось кровавым преследованиям со стороны турок, семья бежала во Францию и поселилась в Марселе, где жила в крайней бедности. Его отец умер сравнительно молодым, оставив на его попечении младших братьев и сестёр.

Был прихожанином Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским), в том числе посещал приход Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмэль, основанный Марией (Скобцовой). После общения со священником Валентином де Бахстом избрал путь служения Церкви.

Поставив младших братьев и сестёр на ноги, в 1942 году принял монашество с именем Амвросий, был рукоположен во диакона и во священника митрополитом Евлогием (Георгиевским). Служил священником в русской церкви, окормлявшей греческую общину в Мартиге, неподалеку от Марселя.

Во Французской Православной Церкви

В послевоенный период, вслед за митрополитом Евлогием, вошёл в ведение Московского Патриархата. Вскоре примкнул к возглавляемой Евграфом Ковалевским Французской Православной Церкви, которая первоначально образовалась под омофором Московского патриарха, в 1953-1956 годы была в ведении Константинопольского патриарха, а в 1960 году святителем Иоанном (Максимовичем) была принята в состав Русской Православной Церкви Заграницей.

Многие годы являлся настоятелем прихода в Марселе, основал несколько приходов во Франции - в Париже, Лионе, Монпелье, и в чрезвычайно сложных условиях организовал там церковную службу на французском языке. Преподавал богословие в Свято-Дионисиевском богословском институте в Париже. В 1960-1982 годы им была проведена большая работа по переводу на французский святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Он сам перевёл богослужебные тексты, а один из его верных друзей и крестников - француз Жан-Жозеф Беркар, профессор университета и многоопытный музыковед, написал на основе славянских распевов музыку для французского текста.

В 1960 году, когда о. Амвросий приехал в Грецию, друзья повели его на могилу тогда ещё не канонизированного святого Нектария Эгинского. Инокини монастыря рассказали ему о святителе, дали частицу его мощей для парижского прихода. По возвращении во Францию о. Амвросий написал первую икону святителя Нектария, составил первое житие святого Нектария и сам напечатал его на старом печатном станке в нескольких экземплярах, предназначенных для прихожан храма.

Главный деятель Французской Православной Миссии Русской Зарубежной Церкви

В 1966 году не последовал за епископом Иоанном-Нектарием (Ковалевским), который увёл за собой значительную часть приходов "Французской Православной Церкви", и остался в ведении Русской Зарубежной Церкви, став наиболее активным клириком Французской Православной Миссии под окормлением Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ. В то время был удостоен сана архимандрита.

В 1982 году архимандрит Амвросий упомянут как благочинный французских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и настоятель Троицкой церкви (франкоязычного прихода) в Париже [1].

В первой половине 1980-х годов "Французской Миссией" были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании, который начинает выпускать листок "Ля Бретань Ортодокс" и братство имени святого Григория Паламы (Париж), целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и противостояние экуменизму. Братство начинает издавать журнал "La Lumière du Thabor" ("Фаворский Свет") и большое количество книг о Православии.

Со временем, по некоторым данным, в 1982 году [2], произошло сближение архимандрита Амвросия с греческими старостильниками.

По воспоминаниям протоиерея Вениамина Жукова "Поначалу у нас были очень добрые отношения с о. Амвросием. Но, вскоре, под влиянием двух молодых священников-философов [3], произошла некая "радикализация". О. Амвросий сразу стал огораживать своих прихожан от общения с русскими и "переключился" на все греческое; он стал ездить в Грецию, устраивать паломничества; поначалу упорствующий в новом стиле и только по настоянию Вл. Антония принявший старый стиль, он сблизился в Греции с старостильниками, подружился с о. Киприаном (будущим митрополитом Филийским), закладывал с ним первый камень его церкви. Позже с ним поссорился, упрекая своего долголетнего друга в практике мнимых исцелений экзорсизмами за деньги" [4].

Отец Амвросий учил, что Православная Церковь - единственная Церковь Иисуса Христа, единая потому что един Христос, почему принимал всех инославных желавших вернуться в лоно Православия, не иначе, как через крещение. Вёл аскетический и уединённый образ жизни. Говорил, что в истории Церкви периоды её подъёма тесно связаны с расцветом исихазма, а когда он оказывался в забвении, то, наоборот, Церковь переживала времена явного упадка. В эти периоды истинная Церковь находит прибежище среди тех немногих людей, которые не оставляют сердечную молитву, но такой упадок опасен, ибо угрожает душам многих вытеснением за пределы истинной жизни во Христе. В качестве примеров такого упадка о. Амвросий приводил период противоборства святоотеческим традициям, который переживала Русская Церковь при Петре I и Екатерине II, а также время гонений на монашество в Греческой Церкви в начале XIX века.

В ведении "Авксентиевского Синода"

В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Преображенского мужского монастыря в адрес священноначалия, которое якобы было подвержено "ереси экуменизма". В это время о. Амвросий заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым), и о выходе Французской Православной Миссии из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви, обвинив последний в экуменизме.

Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник Французской Православной Миссии обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим "собратьям", а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю. О. Амвросия также смущало то, что архиепископ Антоний был единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 году под синодальным постановлением о признании действительности иерархии старостильного "флоринитского" Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции.

Архимандрит Амвросий вместе со своими общинами в 1987 сначала перешел под омофор архиепископа афинского Хризостома II, но, будучи шокирован монастырем этой юрисдикции в Лавардаке (Франция), перешел в подчинение неканонического старостильного Авксентиевского Синода Церкви Истинных Православных Христиан Греции.

Скончался 14 января 1992 года в больнице.

Труды

Использованные материалы



[1]  "Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1982 г.", Православная жизнь, Джорданвиль, 1982.

[2]  Αρχιμανδρίτης Αμβρόσιος Φοντριέ: http://www.omologitis.org/?page_id=527&lang=el

[3]  Имеются ввиду оо. Патрикий Рансон и Иосиф Терещенко (будущий еп. Фотий в группе Авксентия).

[4]  Цит. из письма "О французской церкви Евграфа Ковалевского, епископа Сан-Денисского" из дневников прот. Вениамина Жукова, http://pisma08.livejournal.com/212891.html. Ср. его схожие высказывания в интернет-публикациях "Из писем к Оле Митрениной - нояб 1998 г.", http://pisma08.livejournal.com/44212.html и "Из воспоминаний давнего прошлого", Пути церковные неисповедимы - июль 2010 г., http://pisma08.livejournal.com/138050.html

Редакция текста от: 22.12.2014 12:43:49

"АМВРОСИЙ (ФОНТРИЕ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google