ХАНДСКИЙ ИОАННОВСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Хандский Иоанновский храм (молитвенный дом)
Хандский Иоанновский храм (молитвенный дом)
Храм [1] во имя преподобного Иоанна Дамаскина в г. Ханде Киотоской епархии

Храм расположен в 20 минутах ходьбы от к северу от железнодорожной станции Оккава, в непосредственной близости к востоку от синтоистской кумирни Оккава-Цусима-дзиндзя.

Проповедь Православия на полуострове Тита была начала несколько южнее Ханды - в деревне Уцуми (ныне в составе посёлка Минами-тита префектуры Айти) - катехизатором из Нагои в 1883 году и пошла успешно. В 1885 году православная община возникла и в самой Ханде. Около того же времени появилась община и в соседней деревне Оккава (ныне также в составе города). Окормление местных христиан было поручено настоятелю Сидзуокского прихода. В 1887 году Хандские прихожане наняли помещение для проповеди в единственном в то время местном здании западной постройки. Когда в 1892 году для обозрения места сюда приезжал святитель Николай Японский у общины имелась молельная комната.

Оккавский (Хандский) молитвенный дом.  Рисунок катехизатора Петра Мотидзуки
Оккавский (Хандский) молитвенный дом. Рисунок катехизатора Петра Мотидзуки
Русско-Японская война ухудшила положение местным православных японцев и им пришлось покинуть прежнее помещение. В 1907 году вновь назначенный катехизатор для Ханды, Петр Мотидзуки Томиносукэ, предоставил своё жилище (по адресу 半田町字名切2丁目) под церковный молитвенный дом во имя апостолов Петра и Павла [2]. Тем временем верующим в соседней Оккаве, благодаря щедрости и усилиям местного купца Павла Мидзава, удалось воздвигнуть собственный молитвенный дом - его отстроили местные плотники в 1913 году, 19 апреля того года молитвенный дом был освящен. Иконостас для храма был изготовлен под руководством местного уроженца архитектора Моисея Кавамура, с иконами ранее использовавшимися в лагерной молельне для русских военнопленных.

С 1923 года, в течении десяти лет, местный катехизатор Петр Мотидзуки на собственные средства издавал ежемесячник "Какусэй" ("Пробуждение", 『覚醒』). В 1926 году приход принимал архиепископа Японского Сергия и в том же году Хандский молитвенный дом был упразднён. Весь межвоенный период катехизатор Мотидзуки продолжал свою деятельность без жалования, поддерживая веру Хандских и Оккавских православных; пастырское окормление поручалось священникам Нагойского и Тоёхасийского приходов. В 1949 году Хандская и Оккавская общины были объединены под именем Хандской церкви; общим местом молитвы стал Оккавский (отныне Хандский) молитвенный дом.

В послевоенный период Хандский приход закрепился за Нагойским настоятелем. Благодаря основательности постройки, во время тайфуна залива Исэ ("тайфуна Вера") в 1959 году, здание церкви почти не пострадало, хотя большинство окрестных домов было разрушено. Молитвенный дом получил наименование церкви во имя преподобного Иоанна Дамаскина. На начало XXI века храм по-прежнему окормлялся Нагойским священником, обыкновенно совершавшим богослужения раз в месяц. 20 октября 2013 года приход отмечал столетие своего молитвенного дома, в связи с чем митрополит Токийский Даниил возглавил богослужение при значительном стечении верующих.

Статистика

  • 1911 - в Ханде наличных: 17 семей, 48 человек; по спискам: 46 семей, 103 человека; в Оккава наличных: 13 семей, 36 человек; по спискам: 13 семей, 41 человек [3]
  • 1923 - в Ханде наличных: 8 семей, 30 человек; по спискам: 49 семей, 139 человека; в Оккава наличных: 10 семей, 35 человек; по спискам: 18 семей, 63 человек [4]
  • 1956 - 24 семьи, 119 человек [5]
  • 1999 - 20 семей, 67 человек [6]
  • нач. XXI в. - на литургию в храм обыкновенно собирается до 20 человек [7]
  • 20 октября 2013 - на юбилейной литургии возглавленной митрополитом Токийским Даниилом около 95 человек [8]

Боковая черепица Хандской церкви
Боковая черепица Хандской церкви

Архитектура

Церковь выполнена в виде добротного деревянного дома в традиционном японском вкусе. К скруглённому потолку внутри храма на расстоянии около 20 см между собой прикреплены тонике балки, создающие мягкий ритмический акустический эффект. Торцы коньков крыши украшены боковой черепицей с клеймами в виде крестов.

Настоятели

Святыни

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Киотоской епархии:
  • Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 236-238.
  • 「『イオアン・ダマスキン聖堂』成聖百周年記念祭 半田教会」『西日本正教』、№135、冬2014、2-3。



[1]  Обычно называется храмом, но престол не имеет частицы святых мощей, почему также упоминается как молитвенный дом.

[2]  Посвящение согласно 『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、30 (вторая пагинация)。

[3]  『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、50-51。

[4]  日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1923、150。

[5]  『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(9)。

[6]  Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 195.

[7]  http://www.orthodox-jp.com/westjapan/handa/handa.htm; Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 238.

[8]  「『イオアン・ダマスキン聖堂』成聖百周年記念祭 半田教会」『西日本正教』、№135、冬2014、2。

[9]  Первая дата - принятие решения на ежегодном Соборе Японской Церкви, вторая - дата отъезда Нагойского настоятеля. По соборному решению временное окормление Хандского прихода было возложено на Тоёхасийского настоятеля, но прежде чем тот приступил к этому служению, по благословению митрополита Даниила Токийского постановление было отменено.

Редакция текста от: 05.08.2016 13:50:45

"ХАНДСКИЙ ИОАННОВСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google