Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НАКАСИБЭЦСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Камимусский молитвенный дом в Накасибэцу 1978 года постройки.  Фото ок. нач. XXI в.
Камимусский молитвенный дом в Накасибэцу 1978 года постройки. Фото ок. нач. XXI в.
Молитвенный дом в честь Успения Пресвятой Богородицы в п. Накасибэцу [1] Сендайской епархии

Камимусский молитвенный дом 1919 года постройки
Камимусский молитвенный дом 1919 года постройки
История общины ведёт свой отсчёт с октября 1897 года, когда Нэмурский священник Игнатий Катоо прожил здесь месяц и крестил переселенца Филиппа Итоо. В августе 1898 года здешние места посетил архимандрит Сергий (Страгородский). Местные верующие окормлялись пастырями Нэмурского прихода, с 1909 года - Кусирского. Став с 1915 года железнодорожным служащим, Филипп Итоо успешно повёл проповедь. Он привёз иконы и необходимые церковные принадлежности из Нэмурской церкви и в 1916 году положил начало собраниям общины. Число верующих росло и в декабре 1919 года в селении Камимуса силами христиан был возведен первый молитвенный дом.

В сентябре 1925 года общину посетил архиепископ Японский Сергий. В тот период, из-за череды неурожаев, селение пустело и число верующих уменьшилось.

В тяжелые военные годы верующие проявили твёрдость своей веры и сплочённость. Для поддержания церкви они снабдили общину рогатым скотом, который впоследствии стал важным подспорьем для существования прихода. В 1942 году местными православными был создан первый в селе сезонный детский сад.

В смутный послевоенный период приход одним из немногих остался под омофором владыки Николаю (Оно), в ведении Московского Патриархата. Это обусловило новую значимость общины - она стала центром приверженцев Московского Патриархата всего Хоккайдо, сюда стали впервые командироваться особые настоятели. Община не была в силах самостоятельно обеспечить проживание священника, но поддерживалась пожертвованиями из других мест. В 1951 году взамен прежнего был построен новый молитвенный дом, выполненный местными плотниками ближе к традициям православной храмовой архитектуры по плану катехизатора Марка Симотомай и освященный в ноябре того же года епископом Токийским Николаем [2]. В 1957 году местный приход стал одним из двух включенных во вновь учрежденное Японское благочиние Русской Православной Церкви. 14 сентября 1959 года приход прошёл государственную регистрацию как Камимусская православная церковь (上武佐正教会).  В 1967 и 1968 годах приход посещал епископ Зарайский Ювеналий, в 1968 году также - владыка Николай (Саяма). В 12 октября 1969 года епископом Николаем был освящен вновь построенный приходской дом для священника [3].

По образовании автономной Японской Православной Церкви, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года, приходы Московского Патриархата на Хоккайдо были переданы в юрисдикцию Японской Церкви [4]. В сентябре 1971 года приход был вновь приписан к Кусирскому. Вместо священника к молитвенному дому был определен катехизатор.

Ввиду перемещения местного кладбища на новое место, при молитвенном доме была возведена костница для сохранения останков усопших из семей прихожан. Место строительства было освящено епископом Сендайским Серафимом в 1973 году, а работы по устроению окончены в 1974 году. Это первая церковная констница в истории Японской Православной Церкви положила начало новой японской православной традиции.

В 1978 году была проведена третья перестройка молитвенного дома на старом месте. Новая постройка во многом сохранила очертания предыдущей и была освящена 24 сентября того года епископом Сендайским Серафимом.

К концу XX века церковь Камиисо стала известна своими редкими иконами и красивой архитектурой. Это привлекло внимание паломников и исследователей, сюжет о церкви был снят центральной Японской вещательной корпорацией. При церкви не раз проводились съезды молодёжи Сендайской епархии.

На начало XXI века Кусирский священник совершал литургию в Накасибэцу раз в месяц. В ряде источников указывается посвященние молитвенного дома в честь Рождества Пресвятой Богородицы [5], но на начало 2010-х годов официальные японские церковные сайты указывали молитвенный дом как Успенский [6].

Камимусский молитвенный дом 1951 года постройки
Камимусский молитвенный дом 1951 года постройки

Статистика

  • 1919 - 15 семей [7]
  • ок. сер. 1920-х - 9 семей [8]
  • 1937 - 13 семей, 69 человек [9]
  • 1978 - менее 20 семей [10]
  • 1999 - 18 семей, 121 человек [11]

Духовенство

Настоятели

Диаконы

Святыни

Литература

  • Сергий (Страгородский), архим., По Японии: (Записки миссионера), М.: Крутицкое патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998, 55-59, 64-65.

Использованные материалы

  • 上武佐ハリストス正教会開教70周年記念史編集委員会『上武佐ハリストス正教会開教70周年史』中標津:上武佐ハリストス正教会、1986。
  • Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 75-78.
  • Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 169, 193.
  • Страница сайта Кусирского Духосошественского храма:
  • 釧路正教会百年史委員会『釧路正教会百年の歩み』釧路:釧路ハリストス正教会、1992、237-239。
  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:



[1]  Храм чаще известен по старому названию пристанционного посёлка, т.к. юридически зарегистрирован как Христова православная церковь Камимуса.

[2]  Уточнённая дата освящения - по 釧路正教会百年史委員会『釧路正教会百年の歩み』釧路:釧路ハリストス正教会、1992、237。

[3]  『日本正教』№2-10(№48)、1969-11-25、15。

[4]  Определения Священного Синода, библиография ЖМП, http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm

[5]  Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, 75; Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 169.

[6]  Страница официального сайта Японской Православной Церкви, http://www.orthodoxjapan.jp/annai/h-kamimusa.html; страница сайта Кусирского Духосошественского храма, http://www.orthodox-jp.com/kushiro/kushiro/sub2.htm

[7]  上武佐ハリストス正教会開教70周年記念史編集委員会『上武佐ハリストス正教会開教70周年史』中標津:上武佐ハリストス正教会、1986、8。

[8]  上武佐ハリストス正教会開教70周年記念史編集委員会『上武佐ハリストス正教会開教70周年史』中標津:上武佐ハリストス正教会、1986、9。

[9]  日本正教会総務局編纂『公会議事録』東京:正教本会、1937、67。

[10]  上武佐ハリストス正教会開教70周年記念史編集委員会『上武佐ハリストス正教会開教70周年史』中標津:上武佐ハリストス正教会、1986、11。

[11]  Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, M.: АИРО-XXI; СПб.: "Дмитрий Буланин," 2006, 193.

Редакция текста от: 11.10.2015 11:42:44

"НАКАСИБЭЦСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google