ПАИСИЙ (ПЫЛАЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Паисий (Пылаев) (1817 - 1864), архимандрит, настоятель Любарского монастыря

В миру Пылаев Петр Иванович, родился в 1817 году в городе Твери. Сын бежецкого священника.

В 1839 году окончил Тверскую духовную семинарию.

Находясь на последнем курсе в Киевской духовной академии, 22 октября 1842 года был пострижен в монашество.

По окончании курса в 1843 года со степенью магистра богословия [1], определен исправляющим должность инспектора и преподавателем Священного Писания в Харьковскую духовную семинарию.

9 октября 1845 года перемещен бакалавром по кафедре литургики и каноники в Казанскую духовную академию, после чего преподавал там еще нравственное богословие.

Возведенный в сентябре 1847 года в звание экстраординарного профессора и члена конференции, а в апреле 1851 - в звание ординарного профессора, с января 1848 был членом внешнего правления, с марта 1851 - третьим членом внутреннего правления в академии и, наконец, членом Цензурного комитета.

С ноября 1851 по конец марта 1852 года исправлял должность инспектора. В 1852 году был посылаем на ревизию Кавказской семинарии.

2 июля 1852 года возведен в сан архимандрита.

7 апреля 1853 года назначен инспектором Казанской духовной академии.

В мае 1854 года был переведен на должность ректора Тобольской духовной семинарии, имел в управлении Тобольский Знаменский монастырь.

3 июля 1864 года оставил духовно-учебную службу, переведен настоятелем Любарского монастыря Волынской губернии, где и скончался в этом же году.

Характеристика

Человек правдивый, благочестивый и непрактичный до крайности, он весь был погружен в свои книги и тетради, живя в уединении и не имея никаких знакомств в городе, кроме знакомства с некоторыми духовными лицами, в том числе с заподозренными и даже заведомо участвовавшими в хлыстовщине, что, вероятно, и дало повод обвинять его в хлыстовщине.

В аттестациях о поведении студентов выставлял на первый план благочестие, усердие к молитве и богослужению, любовь к слову Божию, благоговейное содержание себя при богослужении, содержание себя в чувствованиях страха Божия, молитвенное настроение, изредка прибавляя к этому черты житейского характера: благодушие, благожелательность, благородство, откровенность и ревность к научным занятиям.

Вообще же к инспекторской должности он был совсем не способен, ограничиваясь только каждодневным аккуратным обходом студенческих номеров во время вечерних занятий и опросом студентов, чем они занимаются. Поэтому вся тяжесть инспекции падала на его помощника.

Наружностью своей он совершенно пренебрегал: ходил в помятой одежде и с непричесанными волосами.

Человек не высоких талантов, с странными взглядами полумистического, полусхоластического характера, о. Паисий был одним из усерднейших и трудолюбивейших профессоров. В своем преподавании и литургики, и нравственного богословия он более всего заботился о полноте и логически-правильном, возможно более сложном и мелком, распределении всего своего научного материала по рубрикам. Из разных выписок, переводов и старых лекций у него составился целый ворох, из которого нужные, по времени, части он и носил с собой в аудиторию для прочтения без всякой обработки. Его собственная работа над этим материалом, кажется, в том только и состояла, что он рассортировал его по рубрикам системы, и то не столько при самом преподавании, сколько уже при составлении экзаменских конспектов. Последние могут служить также образом схоластических ухищрений относительно бесконечной делимости науки и искусственной рассортировки ее делений.

Труды

По словам профессора П.В. Знаменского [2], ученых трудов после о. Паисия не осталось, кроме одной речи, произнесенной им на академическом акте 8 ноября 1848 года: "Об истинном христианском образовании", оставшейся в рукописи вследствие заявленного самим автором нежелания видеть ее в печати.

Епископ Вениамин (Милов) упоминает два рукописных пасторологических труда о. Паисия:

  • "Заметки по Пастырскому богословию" (говорится главным образом о пастырском учительстве и духовничестве применительно к человеческим возрастам, состояниям веры, здоровья и в минуты смертной агонии человека)
  • "О средствах против разного рода грешников и грехов" (намечаются меры парализования грехов и приемы воздействия на грешников, в конкретной личности каждого из них)

Как отмечает епископ, "речь автора не блестящая, но ясная и отчетливая в изложении материала. К сожалению, лекции архимандрита Паисия общего плана не имеют и не систематизированы".

Литература

  • Знаменский П., "История Казан. Духовн. Акад.". 1891, I, 99—103; 1892, II, 268—271 и 314—315.
  • "Иркут. епарх. вед." 1890, № 5.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Киевской духовной академии 1843 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html

[2]  "История Казанской духовной академии..."

Редакция текста от: 13.07.2016 19:40:30

"ПАИСИЙ (ПЫЛАЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google