Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МИХАИЛ (СЕМЕНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Михаил (Семенов) (1874 - 1916), архимандрит, старообрядческий епископ Канадский

В миру Семенов Павел Васильевич, родился в 1874 году в городе Симбирске в семье купца.

В 1895 году окончил Симбирскую духовную семинарию и поступил на казённый счет в Московскую духовную академию.

В 1897 году перешел на третий курс Казанской духовной академии, где 26 ноября 1899 года был пострижен в монашество с наречением имени Михаил, а 28 числа того же месяца рукоположен во иеромонаха.

По окончании академии, как лучший из студентов, был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре канонического права, причем для пополнения своего образования был командирован за границу - на Восток, в которой командировке пробыл с марта по июль 1900 года.

26 августа 1900 года определён преподавателем в Воронежскую духовную семинарию.

18 декабря 1901 года на магистерском коллоквиуме в актовом зале Казанской духовной академии защитил представленное им на соискание степени магистра богословия сочинение на тему: "Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви".

В 1901-1903 годах - участник Религиозно-философских собраний, где выступал с традиционно-церковных, консервативных позиций.

В 1903 году по окончании Санкт-Петербургской духовной академии и защиты диссертации был возведен в сан архимандрита и получил звание профессора канонического права.

После революции 1905 года перешёл на позиции церковного обновления и "социального христианства", член "Группы 32-х", один из основателей "Союза церковного обновления", близкого к идеям "Христианского братства борьбы", член Московского и Петербургского РФО, религиозно-общественный деятель, публицист, издатель и активный сотрудник журнала "Век", после его закрытия издавал журнал "Товарищ", где изложил собственную концепцию "мировой религии свободного духа", в которой христианство сочеталось с идеями утопического коммунизма.

В 1906 года вступил в партию Народных социалистов, 29 ноября того же года, согласно прошению, был "уволен от духовно-учебной службы" в СПбДА и сослан в Задонский монастырь [1].

Опасаясь отлучения от Церкви, присоединился в 1907 г. в сущем сане к Старообрядческой церкви белокриницкого согласия, а в 1908 г. хиротонисан во епископа на Канадскую кафедру, однако не сумев вовремя прибыть в свою епархию, был постановлением Освященного собора от 31 августа 1910 был запрещен в священнослужении (перед смертью это запрещение было снято).

В 1909 году образовал движение реформистское "Свободных христиан".

Сотрудничал в старообрядческих изданиях: еженедельнике «Церковь», журналах «Старообрядческая мысль», «Старая Русь», издал множество брошюр и книг. Единомышленники называли его «апостолом ХХ века», противники угрожали расправой. Зарабатывал на жизнь физическим трудом.

В октябре 1916 г. был найден на улице зверски избитым, скончался от ран в богадельне Рогожского кладбища, где и был похоронен.

О нем

А.Левитин-Краснов, В.Шавров "Очерки по истории русской церковной смуты"

Трагическая фигура архимандрита Михаила (Семенова) - чистого, бескорыстного человека, горячего энтузиаста и добродетельного монаха, запутавшегося в противоречиях эпохи и причудливо соединившего в конце жизни старообрядчество со свободным христианством, заслуживает самого горячего сочувствия со стороны всех честных людей.

“Даже и не будучи полным единомышленником о. Михаила, - писал о нем знаменитый религиозный мыслитель, - можно заметить, сколь резко отличается он на фоне православного духовенства, в особенности же монашествующего. В его статьях и брошюрах чувствуется подлинная религиозность, палящее дыхание религиозной муки, напряженность постоянных религиозных исканий, тревога мятущейся мысли. Его душе близки социальные нужды нашего времени, и ему свойственно понимание социальных задач христианства, сложных и трудных задач, так называемого христианского социализма. Его ухо слышит те стоны нужды и горя, к которым так глухи чиновники в митрах и клобуках”, - так характеризовал его С. Н. Булгаков [2].

“Совет представителей студентов Петроградской духовной академии постановил по поводу увольнения профессора Академии архимандрита о. Михаила выразить признательность и благодарность о. Михаилу как открытому и честному борцу за свободу, в котором монашеская ряса не уничтожила человеческого достоинства”, - так характеризовали о. Михаила его ученики [3].

Литература

  • Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., Церковь, 1996.
  • Панкратов А. С. Ищущие Бога. Очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911, с. 123—127.
  • А.Левитин-Краснов, В.Шавров "Очерки по истории русской церковной смуты. М., Крутицкое патриаршее подворье, 1996.

Использованные материалы

  • Николай Абрамов, "Магистерский диспут преподавателя Воронежской духовной семинарии иеромонаха Михаила", Воронежские епархиальные ведомости, 1902, № 4 неофиц. часть, с. 152-156.



[1]  Определение Святейшего Синода №6810 от 29 ноября 1906 года .Воронежские епархиальные ведомости, 1907, № 1, с. 2

[2]  Булгаков С.Н. Духовенство и политика. - Товарищ, 6 декабря 1906 г., письмо в редакцию по поводу дела о. архимандрита Михаила

[3]  Русское слово, 1906, 8 декабря, № 134, с. 4

Редакция текста от: 26.06.2016 03:10:08

"МИХАИЛ (СЕМЕНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google