ИОАННИКИЙ (ПОПОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Иоанникий (Попов)
Епископ Иоанникий (Попов)
Иоанникий (Попов) (1883 - 1942), епископ Рыбинский

В миру Попов Иван Михайлович [1], родился 14 мая 1883 года в городе Кашине Тверской губернии.

Образование получил домашнее.

В Нило-Столобенской пустыни

10 июня 1912 года был пострижен в монашество в Нило-Столобенской пустыни с наречением имени в честь преподобного Иоанникия Великого. В том же году был рукоположен во иеродиакона.

15 августа 1916 года был рукоположен во иеромонаха. Затем был возведен в сан архимандрита.

В 1922 году стал настоятелем [2] Нило-Столобенской пустыни, получив сан архимандрита.

В конце 1926 года, вместе с большей частью братии обители, был арестован и обвинен в сокрытии церковных ценностей, а также в контрреволюционной и антисоветской агитации. Круглые сутки был содержим в следственном кабинете под ярким светом настольной лампы, под непрерывным бессонным допросом с побоями. После следствия состоялся открытый суд, где присутствовали и многие его прихожане. На суде отрицал все выдвинутые против него обвинения. Тогда судья стал указывать на собственноручно подписанные признательные показания, в ответ на что отец Иоанникий ответил, что его так били по лицу, что он отплевывался собственными зубами: если он и подписал что-либо - то только в состоянии беспамятства.

Оставался на настоятельском служении до 1928 года, когда пустынь была закрыта.

Заключение и возвращение

Был приговорен к заключению, отбыл срок в тюрьме.

По выходе на свободу, в начале 1930-х годов, оказался в Вольске и вошел в число клириков Троицкого собора, одно время принадлежавшего обновленцам [3].

Еп. Иоанникий (Попов)
Еп. Иоанникий (Попов)

Викарий Саратовской епархии

14 октября [4] 1931 года был хиротонисан во епископа Камышинского, викария Саратовской епархии. Хиротонию в Московской Покровской церкви совершили митрополиты Туркестанский Никандр и Саратовский Серафим, архиепископы Полоцкий Николай и Тамбовский священномученик Вассиан, епископы Липецкий священномученик Уар и Волоколамский Иоанн. Получил во временное управление Вольское викариатство. Помогая митрополиту Саратовскому Серафиму, ему приходилось больше находиться в Саратове и служить там. Владыка вел аскетический образ жизни, много молился. Безропотно жил в очень стесненных обстоятельствах, сменив в Саратове три-четыре квартиры. Особенно замечательны были его многочисленные проповеди, в которых он раскрывал для слушателей весь строй современной духовной жизни, с её искушениями и скорбями. Много наставлял верующих в частных беседах. Писал стихи. Постоянно говорил своим духовным чадам, чтобы они во всякой нужде обращались к Матери Божией, которая никогда не оставит без своей помощи. Ещё говорил: идите ко Господу, что бы ни было, хоть ползком, но идите к нему, без Господа нет никакой жизни [5].

Его вскоре полюбили и прихожане и духовенство. В Саратов также приезжали благодарные люди из тех мест, где он находился в ссылке, в их числе раскаявшиеся уголовные преступники. Вокруг владыки составился круг молодежи, которая постоянно после службы окружала архиерея, и провожала до самого его дома.

На кафедре оставался до 7 июля 1933 года [6].

В Забайкалье

5 октября 1933 года был назначен епископом Верхнеудинским, управляющим Читинской епархией. 11 октября 1934 года был уволен на покой [7].

Последние годы

Выйдя на покой тайно покинул Читу и вернулся в Саратов. Благодаря помощи благодетелей, получил справки о том, что работал в светских организациях. Но и в Саратове оставаться было опасно - слишком многие знали его. Сначала он уехал в Моздок, потом в Астрахань.

6 марта 1937 года был определен епископом Рыбинским, но вступлению на кафедру помешал новый арест [8].

Последние годы своей жизни провел в Астрахани. Служить не было возможности - в городе действовал лишь один Покровский храм. Как и большинство клириков, как астраханцев, так и ссыльных, устроился на мирскую работу: работал паромщиком на реке Болде, на заводе чернорабочим, ночным сторожем в булочной. О его высоком духовном сане не знали, но, прозревая в нем духовную мудрость, люди тянулись к нему. Приезжали к нему и его духовные чада из Саратова. Он тайно их исповедовал, причащал, а они старались, чем можно помочь владыке, хотя он никогда ни кого не просил о помощи, и все старался делать сам. Жил один, в маленькой комнатке, где тайно ночью служил Божественную Литургию.

Однако, у владыки был рак желудка и болезнь вскоре свалила его в постель. Очень терпеливо переносил все страдания, стараясь никого не обременить своей болезнью. Его новое духовное чадо - монахиня Парфения, часто приходившая к владыке, - старалась скрасить для него тягостные часы болезни. Когда болезнь усилилась, матушка старалась вовсе не оставлять его. Помогали и соседи, тепло относившиеся к нему, особенно соседка Анна (Нюра). Благодаря им, последние дни владыки были окружены любовью и заботой. До конца не терял духовного рассуждения, предвидел час своей кончины. Сам причастился святых Христовых Тайн и с зажженной свечкой стал читать себе отходную молитву. Когда силы его иссякли, попросил монахиню Парфению дочитать. Из закрытых глаз скатилась слеза, и он тихо отошел. Скончался 1 февраля 1942 года, ночью.

Могила еп. Иоанникия (Попова)
Могила еп. Иоанникия (Попова)

Память

Из-за крайней его бедности не было возможности обрядить его, как положено, в архиерейское облачение; лишь один из священников дал свой подрясник и старую камилавку. Погребен на городском Духосошественском кладбище [9], на северной стороне старого кладбища.

На начало XXI века саратовские почитатели его памяти продолжали приезжать на его могилу.

Литература

  • ЖМП, 1932, № 7-8, 8.
  • ФПС I, № 266, 11; II, 6; IV, 4; V, № 94.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, 26, 90.
  • Воробьев Михаил, свящ., Вольское викариатство в 19-м и 20-м столетиях [электронный документ].

Использованные материалы



[1]  Основная версия. В статье игумена Иосифа (Марьяна), http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_2_22.html - Степанович.

[2]  Так в статье игумена Иосифа (Марьяна), http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_2_22.html. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1111 - наместником

[3]  В Вольском филиале Государственного архива Саратовской области сохранилась записка от 14 октября 1931 года в Городской совет, занимавшийся регистрацией священнослужителей: "По распоряжению митрополита Серафима архимандрит Иоанникий (Попов Иван Степанович) из нашего Ново-Троицкого храма отозван в Москву. Вследствие чего коллектив верующих просит горсовет из списков вышеозначенной церкви его исключить." Цит. по http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2935_ioannikiy_%28popov%...ovs

[4]  Дата удостоверяется указанием на праздник Покрова Божией Матери в ст. игумена Иосифа (Марьяна), http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_2_22.html. Из-за путаницы календарей http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1111 указывает 18 сентября/1 октября.

[5]  Цит. по статье игумена Иосифа (Марьяна), http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_2_22.html

[6]  Так на сайте http://www.chita-eparhia.ru/enapx/apxuepeu/popov/. В статье о. Иосифа (Марьяна), http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_2_22.html - распоряжение о переводе на Читинскую епархию пришло весной 1934 года; последней службой владыки до отбытия была Пасхальная заутреня на Светлой седмице; в Чите местные власти чинили ему всевозможные препятствия, давя непосильными налогами; в 1935 году владыка был уволен на покой.

[7]  Саввин Д. В., "ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 8, 22-23, http://www.pravenc.ru/text/158206.html

[8]  Данные по http://www.chita-eparhia.ru/enapx/apxuepeu/popov/

[9]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_6191

Редакция текста от: 27.05.2013 09:33:47

"ИОАННИКИЙ (ПОПОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google