Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ (СОКОЛОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Афанасий (Соколов), архиеп. Казанский. Тоновая литография. 1860 г. (ГИМ)
Афанасий (Соколов), архиеп. Казанский. Тоновая литография. 1860 г. (ГИМ)
Афанасий (Соколов) (1801 - 1868), архиепископ Казанский и Свияжский

В миру Соколов Андрей Григорьевич, родился 27 июня 1801 года в г. Буе Костромской губернии в семье бедного причетника Благовещенского собора.

Окончил Костромскую духовную семинарию, где наставником Соколова был прп. Макарий (Глухарёв), и в июле 1821 года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

22 августа 1825 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 29 августа назначен бакалавром академии; 8 сентября посвящен во иеромонаха.

17 декабря получил степень кандидата богословия.

30 января 1826 года определен инспектором Псковской духовной семинарии.

23 октября 1826 года удостоен степени магистра богословия.

3 апреля 1827 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Мирожского монастыря.

28 августа 1828 года определен ректором и профессором Харьковского коллегиума.

С апреля 1830 года - ректор Черниговской духовной семинарии; 11 июня того же года назначен настоятелем Черниговского Елецкого монастыря.

С 29 апреля 1832 года - ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Троицкого Калязина монастыря.

В 1837 г. перемещен настоятелем в Толгский ярославский монастырь, в конце 1837 г. вызван в Санкт-Петербург и 7 марта 1838 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.

С 5 августа 1838 г. - член духовно-цензурного комитета.

Указом от 14 июня 1841 г. был назначен, 25 июня - хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. Хиротония была совершена в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Явил собою образец доброго пастыря, обладавшего большими дарованиями и редкими душевными качествами. Везде он оставил о себе добрую память. Он был неутомимым проповедником слова Божия. Несмотря ни на какие трудности, преосвященный объезжал огромные пространства Сибири со своей походной церковью.

Во время управления Томской епархией преосв. Афанасий принимал участие в крестных ходах, совершавшихся из села Семилужного в Томск. Это расстояние составляло 29 верст. Вспоминая эти события, еп. Никодим говорил: "Удивительная ревность! Еще удивительнее крепость телесная. Он это делал отслуживши литургию в Томске, и прямо из церкви сюда. Приходили уже в 8 часов вечера".

С 24 декабря 1853 года - архиепископ Иркутский и Нерчинский.

С 3 (23?) ноября 1856 года - архиепископ Казанский и Свияжский.

Во всех епархиях, которыми управлял вл. Афанасий, он много внимания уделял миссионерству: обращению в Православие язычников, мусульман, присоединению к православной Церкви старообрядцев.

9 ноября 1866 года уволен на покой в Казанский Кизический монастырь.

Скончался 1 января 1868 года. Погребен под главным алтарем Казанского собора.

Любовь к науке, жажда знаний были его отличительными чертами с ранней юности и до конца жизни. С особой любовью он занимался изучением и переводом отеческих творений. В его квартире не только на столах, но и на стульях, на окнах, даже на полу, везде лежали книги и журналы. Любовь к научным занятиям он стремился возбудить и в своих учениках. Самых способных и прилежных из воспитанников за хорошие ответы он всегда поощрял, и они, в свою очередь, относились к своему ректору, как к доброму и любящему отцу.

Во весь период архипастырского служения преосв. Афанасий каждую литургию произносил к пастве слово назидания. Говорил без всяких записей, с чувством душевной теплоты и сердечности, часто со слезами.

Личная жизнь его была истинно иноческая. Роскоши он никакой не допускал. Был самоотверженным бессребренником, забывавшим о себе и о своих потребностях. Все, что получал преосвященный раздавал то беднякам, обращавшимся к нему за помощью, то бедным семинаристам, оставаясь часто сам без копейки. О нем шла слава как о неутомимо-ревностном, милостивом и прозорливом архипастыре.

Труды

До последних дней жизни преосв. Афанасий не оставлял научных занятий. Он переложил со славянского языка на русский часть житий святых из Пролога и Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. Принимал участие в составлении «Замечаний» на соч. С. Стурзы «Considerations sur la doctrine et ŀesprit de ŀEglise orthodoxe» (рукопись хранилась в библиотеке СПбДА). По некоторым сведениям, вл. Афанасий являлся одним из переводчиков творений свт. Григория Нисского, свт. Иринея Лионского, др. отцов Церкви, публиковавшихся без указания имени переводчика в журнале «Христианское чтение».

Сочинения

  • Слово в день восшествия на престол Александра I.
  • Рассуждение о вечности мучений в будущей жизни. // Некоторые упражнения студентов С.-Петербургской духовной академии VI уч. курса. СПб., 1825. с. 22, 188, 333-354.

Литература

  • Владиславлев В., прот. Сведения о жизни в Петербурге покойного Афанасия, архиеп. Казанского // ДЧ. 1868. Ч. 2. С. 322-341;
  • Памяти высокопреосв. Афанасия, бывшего архиеп. Казанского и Свияжского // ПС. 1868. Т. 1. Янв. С. 80-96;
  • Высокопреосв. Афанасий, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1880;
  • С-в В. Случай из жизни преосв. Афанасия (Соколова) // Странник. 1880. Сент./окт. С. 68-72;
  • Горталов И. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ея до настоящего времени. Каз., 1885. С. 23-24;
  • Сергий [Василевский], архим. Высокопреосв. Афанасий, архиеп. б. Казанский и Свияжский. Каз., 1888;
  • Ефимов А., свящ. Черниговский Елецкий Успенский мон-рь. Чернигов, 1903. С. 138-139;
  • Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 25-27.
  • Добровольский П.М. Черниговский Елецкий Успенский монастырь, историческое описание. Чернигов. с. 90.
  • Горталов. Биографии Казанских иерархов. с. 986.
  • Венгеров. т. I. с. 859-860.
  • Денисов. с. 904.
  • Булгаков. с. 1401, 1415.
  • Толстой Ю. № 302.
  • Строев. стб. 290, 346, 390, 451, 516, 556, 1017.
  • Записки сельского священника. с. 83.
  • Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского. СПб., 1882. т. II. с. 286, 288, 293.
  • Краткий исторический очерк Казанской епархии. с. 94-96.
  • Самарские епархиальные ведомости. 1868. № 4. с. 79.
  • Приб. к ЦВ. 1892. № 7. с. 269.
  • -"- -"- 1900. № 50. с. 2064 п/с.
  • -"- -"- 1901. № 26. с. 907-914.
  • Известия Казанской епархии. 1868. № 1. с. 32; № 5, 6, 24.
  • -"- -"- 1870. № 3. с. 72.
  • -"- -"- 1886. № 7. с. 173-174.
  • -"- -"- 1897. № 18. с. 489.
  • -"- -"- 1907. № 42. с. 1312-1313 п/с.
  • Казанские губернские ведомости. 1868. № 4.
  • Душеполезное чтение. 1868. ч. II. с. 25-49, 200-215, 322-341; ч. III. с. 82-90.
  • -"- -"- 1870. окт. с. 50-60.
  • -"- -"- 1898, май-июнь. с. 17-31, 193-218.
  • Русская старина. 1910. авг. с. 237-239 прим.; дек. с. 501-517.
  • -"- -"- 1911. янв. с. 88-89 прим.
  • Саратовский листок. 1877. № 1 и № 4.
  • Православный собеседник. 1866. март. с. 236 п/с.
  • -"- -"- 1867. янв. с. 3-5.
  • -"- -"- 1868. янв.
  • -"- -"- 1914, июль-авг. с. 59.
  • Православное обозрение. 1865. нояб. с. 91-93.
  • -"- -"- 1866. дек. с. 174.
  • -"- -"- 1868. апр. с. 192.
  • Краткие сведения о русских писателях. // Русский архив. 1870. № 11. с. 2015-2016.
  • Из писем А.Н. Муравьева к С.Д. Нечаеву. // Русский архив. 1893. кн. 2. с. 147.
  • Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу. // Русский архив. 1898. кн. 1. с. 300 п/с. 6.
  • Русский архив. 1903. кн. 1. № 2. с. 243; кн. 1. № 4. с. 606.
  • -"- -"- 1904. кн. 2. № 6. с. 227.
  • БЭЛ. т. V. с. 1030; т. VII. с. 719, 721.
  • БЭС. т. I. с. 955; т. II. с. 1139, 2170.
  • РБС. т. II. с. 374.
  • Н.Д. с. 50, 63, 74.

Использованные материалы

Редакция текста от: 25.05.2013 23:58:24

"АФАНАСИЙ (СОКОЛОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google