Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НЕРЧИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Успенский храм б. Нерчинского Успенского монастыря
Успенский храм б. Нерчинского Успенского монастыря
Нерчинский монастырь в честь Успения Божией Матери в с. Калинине (Монастырском) (недейств.)

Располагался на правом берегу Шилки.

Нерчинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1664 году, через десять лет после постройки Нерчинского острога [1] и стал первой православной обителью в Забайкалье. Строительство монастыря благословил Тобольский архиепископ Симеон.

В 1706 году в монастыре начали возводить новый большой каменный храм, каменные стены и каменные кельи. Первый на востоке от Байкала каменный храм освятили на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1712 года, антиминс подписал митрополит Тобольский святитель Иоанн (Максимович). Тогда же к Успенскому монастырю были приписаны пашенные крестьяне и земли в селениях Монастырском, Шивках, Кирочах и Каменском. Наместники монастыря до 1754 года состояли Нерчинскими закащиками.

Монастырь служил местом ссылки. В 1735 году в монастырь был привезен ссыльный схимонах Гедеон, бывший архиепископ Ростовский, заточенный тут до своей кончины. В 1754 году сюда был сослан на поселение польский бунтовщик Александр Радкевич.

Во второй половине XVIII века монастырь постепенно беднел и приходил в упадок. Так, указом Иркутской консистории от 10 августа 1772 года повелевалось передать монастырские деньги, в количестве ста пятидесяти рублей, на украшение церквей Нерчинска. Новый архиерей епископ Михаил (Миткевич), принял решение и вовсе упразднить обитель и 3 августа 1773 года последовал соответствующий указ. В Нерчинске указ был получен 13 сентября. Игумена Исаию, иеромонаха Ианнуария и монаха Савву отправили в Киренский монастырь. При этом полагалось

"Ризницу и утварь церковную, разных святых в окладах и ризах серебряных образов, самую лучшую ризницу, одно евангелие большое с оправою серебряною, два напрестольные креста - один серебряный, а другой золотой и гробницу напрестольную, серебряные св.образа с окладами, венцами и ризами серебряными, кои не в иконостасах, а также товарные вещи, прутовое серебро, венцы и кресты небольшие серебряные ему, игумену, забрав, привесть в архиерейскую ризницу. Остальное имущество: одно евангелие и один крест, св. сосуды, ризницу отдать на смотрение закащику Гробову с роспискою, а оставшихся диакона, дьячка и пономаря определить к праздным местам тебе закащику по усмотрению, церкви замкнуть и запечатать и поставить караул" [2].

Успенский храм с. Монастырки
Успенский храм с. Монастырки

Успенский приход

В 1775 году крестьяне селения Монастырского, деревень Закаменной, Матусовой и Кирочинской просили Иркутского владыку Михаила открыть приход и дать им священника, которого они обязались содержать пахотной землей, ругой и сенокосом. Указом Иркутской духовной консистории от 14 мая 1775 года такой приход был учрежден. Помимо упомянутых деревень в него вошли еще деревни Пешкова, Саватеева и Шивки.

Постепенно различные монастырские постройки были разобраны и утрачены. 14 декабря 1781 года из Иркутска пришел указ о "разобрании в Нерчинском Успенском монастыре каменных стен и келий и о продаже годного кирпича охочим людям, вырученную же сумму, записав, употребить на церковное строение." В описании иркутского наместничества 1792 года указывалось что в упраздненном монастыре были "церквей одна каменная и одна деревянная, ворота и ограда каменная," но со временем из этого остался лишь главный Успенский храм.

В 1856 году в Нерчинск приехала чиновница вдова Аринкина, которая захотела во чтобы то ни стало отслужить в своем доме молебен перед образом Успения Пресвятой Богородицы. В городском соборе такой иконы не нашлось. Тогда она отправилась в бывший Успенский монастырь и упросила причт церкви поднять храмовый образ и принести к ней в дом. Сама вдова Аринкина приложила на икону серебряную позолоченную ризу. Жители Нерчинска были увлечены ее примером и с тех пор установился ежегодный крестный ход с чтимой иконой. 21 мая крестный ход проходил из села Монастырского в Нерчинск, а обратно - 1 июня. Благочестивые горожане вносили икону в дома, где перед ней служились молебны. Новую торжественность ходу придал Селенгинский епископ святитель Мелетий. В 1879 году вместе с хором своих певчих он возглавил крестный ход, во время которого было совершено всенощное бдение. Затем, в Нерчинском соборе, владыка коленопреклоненно прочитал молитву ко Пресвятой Богородице и благословил ежегодно совершать 21 мая торжественное всенощное бдение Богородице по случаю принесения святого образа ее в Нерчинск.

Во второй половине XIX века церковь Успения Пресвятой Богородицы в Монастырском была отремонтирована на средства прихожан. Крыша покрыта листовым железом, сделана новая ограда, переделаны и обновлены иконостасы, полы во всех приделах перестланы, престолы с жертвенниками вновь освящены. О том, что храм некогда был монастырским, напоминало сохранявшееся настоятельское место и посох, который неизменно стоял возле правого клироса.

Закрытие

В 1929 году Успенская церковь была закрыта [3].

Из воспоминаний Вадима Николаевича Знаменского, сына последнего настоятеля о. Николая Знаменского:

"1932 год. Мне 6 лет. Мы, группа босоногих несмышленышей, собираемся посетить пустую церковь Успения. Неподдельный страх и трепет охватывает всех при приближении к ней. Но любопытство побеждает, и мы входим через распахнутую дверь. Сразу поражает необычное эхо звуков. Стекла выбиты, на окнах только узорчатые решетки. Гуляют сквозняки. Порывы ветра ворошат обрывки бумаг, рукописей. [...] Вдоль стены два массивный сундук с развороченными крышками. В одном остатки старинных книг, в другом - шнурованные и отдельные листы рукописей, заполненные аккуратным красивым почерком. Крупные шрифты и заголовки удается прочитать - даты названия месяцев, имена и фамилии селян. Осмелев, ватага забралась по винтовой лестнице на колокольню. Большой 40-пудовый колокол висит без "языка" [...] Вскоре колокол был сброшен с колокольни и, пробив каменную плиту, треснувший, он долго торчал из земли" [4].

С конца 1970-х годов началось быстрое разрушение храма, в стенах развивались большие трещины. Здание храма не использовалось. Отсутствие кровли над алтарём и трапезной приводило к замоканию сводов и стен, что при отрицательных температурах способствовало их дальнейшему ускоренному разрушению.

На начало XXI века заброшенный храм был старейшей православной церковью от Байкала и до Тихого океана [5]. В 2003 году проводилось комплексное обследование церкви по одной из региональных целевых программ. Было отмечено высокое качество обжига кирпича. Но стены уже тогда были частично разрушены трещинами от десяти до 30 сантиметров, отдельные участки обрушились. В то время специалисты утверждали, что храм был ещё ремонтоспособен.

В 2005 году началось создание преемника древней обители - Читинского Успенского монастыря в Молоковке.

В июне 2010 года губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин распорядился о создании попечительского совета по восстановлению Успенской церкви. В сентябре того года на первом заседании совета он поставил задачу закончить основные работы к августу 2012 года. Храм не был восстановлен в срок, но 14 октября 2012 года, в день 300-летия освящения церкви, в ней впервые за долгие годы была совершена Божественная литургия епископом Читинским Евстафием [6].

Успенский храм в с. Калинине (Монастырском)
Успенский храм в с. Калинине (Монастырском)

Архитектура

Архитектурные детали фасадов церкви выполнены в стиле нарышкинского барокко. Рисунок закомар, архитектурные пояса по шейкам барабанов, пояса карнизов достаточно традиционны и ведут свое начало от храмовой архитектуры XII-XV веков. Но обрамления оконных проемов дают точный стилевой ориентир на время строительства храма - относящееся к началу XVIII века.

Архитектура Успенского храма, технические приёмы его возведения, лекальный кирпич, качество раствора и самой кладки говорят об опыте строителей и об их знании художественных приемов при создании композиции сооружения. Вероятно церковь строили мастера присланные из Москвы. Из-за того что они, видимо, не имели опыта строительства в условиях глубокого сезонного промерзания грунтов основания, деформации храма вероятно начались сразу же после завершения строительства. Грунтовое промерзание со временем разрывало стены шатровой колокольни, придела, самого храма и апсиды алтаря. В кладке видны конструктивные включения более поздних времен, направленные на усиление стен.

Настоятели и наместники

Монастырь

  • ...
  • Боголеп (1735 - ок. мая 1737) иером. из Иркутского Вознесенского монастыря
  • Иов (май 1737 - 1744) иером.
  • Виктор (ок. 1744 - 1746) иером.
    • Тихон (ок. 1746 - упом. 21 августа 1754) иером.
  • Виталий (Вотинов) (1756 - ?) иером.
  • Антоний (? - 1758) иером.
  • Исаия (Лебедев) (ок. 1760 - 3 августа (13 сентября) 1773)

Приход

Святыни

Использованные материалы



[1]  Датировка согласно Сибирской "Киприановской" летописи.

[2]  Цит. по странице официального сайта Читинской епархии, http://chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/ned/ou/

[3]  Литвинцев А. Знаменские. Из воспоминаний детей последнего настоятеля церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Калинино // Хронограф. Забайкальский исторический журнал, 2012, с.88.

[4]  Цит. по: Литвинцев А. Знаменские. Из воспоминаний детей последнего настоятеля церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Калинино // Хронограф. Забайкальский исторический журнал, 2012, с.89.

[5]  По заключению кандидата архитектуры Н. Крадина, исследователя сибирского зодчества.

[6]  http://chita.eparhia.ru/news_eparh/?ID=2578

[7]  Первый приходской настоятель.

[8]  Памятная книжка Забайкальской области / Под. ред. секретаря И.А. Меньчукова. - Иркутск, 1871, с.71.

Редакция текста от: 07.05.2017 18:27:26

"НЕРЧИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google