Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЙ (РОМАНОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антоний (Романовский), архиеп. Ставропольский
Антоний (Романовский), архиеп. Ставропольский
Антоний (Романовский) (1886 - 1962), митрополит Ставропольский и Бакинский

В миру Василий Антонович Романовский, родился 6 марта 1886 года в селе Савинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в бедной многодетной семье. Отец его был сторожем, псаломщиком и звонарем в сельской церкви и выполнял разные задания общины. С самого раннего детства у мальчика проявилась особая любовь к чтению. У него всегда была с собой книга, чаще духовная. Отличался феноменальной памятью, исключительными способностями и прилежанием. В раннем детстве лишился отца.

Первоначальное образование получил в местной церковно-приходской школе и в Миргородском духовном училище.

В 1909 году окончил Полтавскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.

13 августа 1911 года, будучи студентом второго курса, принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Антония Киево-Печерского, 15 августа был рукоположен во иеродиакона, год спустя - во иеромонаха.

В Киеве иеромонах Антоний учился у замечательного ученого, профессора Михаила Скабаллановича. На четвёртом курсе академии ему поручили проводить так называемые идеальные всенощные бдения в строгом соответствии с Типиконом. Это была попытка вернуться к древнему благочестию, своеобразный церковный ренессанс. Всенощное бдение начиналось в 18 часов вечера и заканчивалось в половине второго ночи. Распевы применялись обычные, простого обихода, но никаких сокращений службы не допускалось. Уставшие богомольцы, желая отдохнуть, садились прямо на пол.

В 1913 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и был назначен в Тифлисскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия.

В 1919 году назначен инспектором Тифлисской семинарии и благочинным русских монастырей в Грузии, оставшихся в канонической юрисдикции РПЦ после самочинного отделения Грузинской Церкви.

В 1924 году возведен в сан архимандрита в Москве патриархом Тихоном.

30 ноября 1924 года был хиротонисан во епископа Эриванского и одновременно назначен управляющим Сухумской епархией. Хиротонию в церкви Преображения Господня в Каретном ряду возглавил патриарх Тихон в сослужении митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

Хиротония пришлась на постный день. По оплошности во время обеда на стол подали что-то скоромное. Святейший Тихон благословил трапезу. Все кушали спокойно, кроме молоденьких иподиаконов, которые подчеркнуто выбирали исключительно постные блюда. Заметив это, святитель Тихон обратился к ним: «Вкушайте, все благословлено». Иподиаконы стали возражать, что не могут кушать скоромное. Тогда патриарх громко сказал обедавшим: «Вот, нам объявили, что стол скоромный. Теперь вкушать нельзя».

В январе 1927 года арестован и помещён в Бутырскую тюрьму. Выслан в Марийскую Республику на 2 года.

С 27 февраля 1929 до 1930 года - епископ Донской.

Был арестован после 1929 г. по доносу хозяина дома в г. Шахты, в котором епископ Антоний снимал комнату.

С 1935 года - епископ Сталинградский, также управлял Ставропольской епархией.

В краткие периоды пребывания в своих епархиях в промежутках между арестами успешно противодействовал обновленцам, влияние которых на Дону, на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье было весьма велико. Между арестами святитель скрывался в Тбилиси у монахини Марии, затем у неё же в селе Ахкерпи на границе Грузии и Армении. Мать Мария представляла его как старенького сапожника. Не раз появлялись в селе сотрудники НКВД в поисках несгибаемого владыки и не обращали внимания на убогого деда, чинившего обувь.

Около 1936 года был вновь арестован, с 1937 года считался уволенным на покой. В целом провел в заключении около 15 лет.

5 апреля 1943 года обратился с письмом к местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Сергию (Страгородскому), в котором сообщал, что с июля 1942 года находится «в домашних условиях» в Саратове, и просил назначения в какую-нибудь южную епархию.

13 сентября 1943 года назначен на Ставропольскую и Пятигорскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

Осенью 1943 г. от лица Московского Патриархата вел переговоры со священноначалием Грузинской Православной Церкви о восстановлении молитвенно-канонического общения между Церквами. 10 ноября 1943 года каноническое общение было восстановлено.

Был неизменно верен Православию, много потрудился по присоединению обновленческих архиереев и священников к Православной Церкви, у многих лично принимая покаяние. Ссыльных или вернувшихся из заключения священников и монахов архиепископ старался устроить, упокоить. Избавляя их от слишком пристального внимания советской власти, переводил с прихода на приход, “играя, как на клавишах”. Укрепляя епархию, святитель старался заменить обновленческое духовенство православными священниками.

31 января - 2 февраля 1945 года - участник Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В 1946 году на свои собственные средства открыл Ставропольскую духовную семинарию. Только после 1954–1955 годов Московская Патриархия смогла поддержать семинарию. До этого, в течение десяти лет владыка сам содержал студентов и преподавателей. Он обязал приходы помогать в меру их возможностей. По распоряжению святителя хлеб с панихидных столов собирали, сушили из него сухари и мешками отправляли в епархию. В восемь часов утра полагался завтрак, в 15 часов студенты обедали. Присланные с приходов сухари горками раскладывали по столам в столовой, куда вход в любое время был свободен. В перерывах между занятиями семинаристы бегали в столовую, набивали сухариками карманы и затем спокойно слушали лекции, тихонько утоляя голод. Зная заботу владыки о семинарии, приходские батюшки отправляли в епархию различные овощи в таком количестве, что хватало не только студентам. Архиепископ Антоний приглашал всех нуждавшихся, рассылал излишки больным, неимущим, в бедные монастыри. На Пасху по благословению владыки посылки рассылались и разносились сотнями. Архиепископ Антоний любил повторять, что священник должен быть, как почтовый ящик: «Вам положили – вы отдали, вам помогли – вы помогаете». В праздничные дни владыка рассылал семинаристов по приходам помогать на службе. Каждого ученика он снабжал деньгами на дорогу, собирал продукты на время его служения на приходе. Священники отправляли с семинаристами в епархию продукты, старались поддержать материально. Архиепископ Антоний возмущался, если замечал, что настоятели приходских храмов жалели средства для студентов. Он писал: «Ты имеешь своих детей и заботишься о них. Перед тобой – дитя, которому нужно одеться, обуться, покушать».

На собственные средства владыка содержал также все Закавказские монастыри.

Однажды с архиепископом Антонием произошёл случай, напомнивший ему его молодость: после богослужения в Баку владыку пригласили на обед. Невзирая на постный день, на стол подали скоромное. Владыка, не исследуя, благословил пищу, но благочестивые семинаристы, сопровождавшие его, вкушали только фрукты. Святитель взглянул на них и обратился к остальным: “Вот, семинаристы ничего не вкушают, обличая нас. Не дают покушать старикам”.

25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита.

Незадолго до смерти митрополита Антония, воспользовавшись промахами хозяйственных служащих епархии, газетная и журнальная печать организовали травлю владыки. На него завели уголовное дело. Свидетелями проходили бывшие выпускники семинарии. Один из них, В. Г. Остапенко, публично отрёкся от Бога в статье “Отречение” и книге “Почему я порвал с религией”. П. Мелибеев и В. Туренская выпустили подлую клеветническую книгу “Святые тенета. Из жизни воспитанников и наставников Ставропольской духовной семинарии”.

Накануне дня празднования святых апостолов Петра и Павла владыка слег. До последнего часа митрополит Антоний в полном сознании продолжал заниматься делами епархии. В последние дни ежедневно приобщался Св. Таин.

Скончался 7 ноября 1962 года от рака печени. Отпевание совершил митр. Краснодарский и Кубанский Виктор (Святин). Власти отказали в погребении на территории кафедрального собора и владыку похоронили на городском кладбище. Вскоре после похорон могила митрополита Антония была осквернена: ломом была разбита надгробная плита и крест-памятник, сбили фотографию.

30 сентября 2004 года прах митрополита Антония был перезахоронен в Ставрополе у стен кафедрального собора во имя апостола Андрея Первозванного.

Митрополит Антоний оставил по себе очень теплые воспоминания. Сердце владыки переполнялось милостью, но при этом он был очень требователен, часто строгостью прикрывал милосердие. Иногда мог отругать тех, кто просил его о помощи, а потом тихонько поддерживал. Студенты знали добрую, милостивую душу святителя. В Прощёное воскресенье исключенные из семинарии приходили к владыке, падали в ноги, просили прощения и были восстанавливаемы. Особенно помогал архиепископ Антоний тем, кто прошёл через суровую школу тюрем и лагерей и остался верен Богу.

Во вверенной ему епархии архиепископ Антоний не допускал самочиния в богослужении, строго следил за точностью исполнения устава. Сам он служил ритмично, быстро, на одном дыхании. Из-за паралича возгласы делал едва слышно, но ясно и четко. Ошибки клира или певчих отмечал молча и терпеливо исправлял их после службы. Особенно любил владыка распевы Киево-Печерской лавры, солистов и концертов в церкви не терпел. Слушая как-то соло во время пения “Хвалите имя Господне”, огорченно заметил: «Какой солидный человек, а такими пустяками занимается”. Услышав громкое, артистичное чтение Апостола своим келейником, он смирил его: «Дурак, как ты читал, что никто ничего не понял!”

Священников архиепископ Антоний учил: “До последнего вздоха нужно хранить себя, быть на своем посту, соблюдая всё, что требуется от пастыря, стоять за Церковь Божию”. К соблюдению постов владыка относился с рассуждением: “Пост, пост… Если бы люди могли только постами спасаться, то все были бы святые и все бы спаслись”.

Использованные материалы

  • Э. П. Р. Антоний (Романовский). Православная энциклопедия, т. 2, с. 639-640
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Г. П. Чинякова. "Кавказское созвездие. Жизнеописания подвижников Северного Кавказа XX века". Сатисъ. 2008

Редакция текста от: 10.10.2019 07:37:31

"АНТОНИЙ (РОМАНОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google