ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Варлаам Калабрийский
Варлаам Калабрийский
Варлаам (ок. 1290 - 1348), византийский писатель, философ и богослов, калабрийский монах, виновник богословско-философского движения в Византии XIV в., выразившегося в борьбе двух партий – варлаамитов и паламитов. Учение Варлаама было осуждено Церковью как еретическое. После перехода в католичество стал епископом Иеракским (Джераче)

В миру Бернардо Массари, родился около 1290 года в Калабрии. Воспитывался в православной вере, хотя и в латинском окружении, посещал латинскую школу [1]. В юные годы поступил в один из греческих монастырей устава св. Василия Великого и принял имя Варлаам. Первоначальное образование получил, по всей вероятности, в василианском монастыре св. Илии (Сант-Элия ин Галатро) в Калабрии. Здесь он изучал греческую и латинскую словесность, занимался философией Платона и Аристотеля, а также получил начальные сведения о латинской схоластике.

По воззрению Варлаама, державшегося рационалистического направления в философии, человеческий ум способен постигать саму природу вещей, так как представления ума тождественны с реальными вещами. Средством к познанию сущности вещей служат силлогизмы, правильное пользование которыми и ведет человека к истине. А постижение человеком истины приближает его к Богу, Который есть высочайшая истина, и соединяют его с Творцом.

Но каким именно путем человек познает Бога? Познание Бога, по мнению Варлаама, не нуждается в чувственных органах, но сообщается как акт особенного просвещения тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий, и есть акт непосредственного сообщения человеку высшего знания.

То, что называется блаженным созерцанием Бога, есть мысленное восприятие Божества, или осияние, доступное избранным, но не приобщение человеку существа Божия, которое недоступно внешним чувствам.

В этом пункте учения Варлаама сказалась существенная разница его воззрений сравнительно с воззрениями византийских ученых, которые, не признавая за логикой и силлогизмами могущественного орудия к познанию причины всего сущего, ссылались на авторитет церковного предания и святоотеческих творений как на единственно надежный путь к познанию сущего и вообще рекомендовали не преступать в богословии пределов, установленных святыми отцами.

Эти две противоположные точки зрения на познание, рационалистическая и церковная, с особенной рельефностью определились в области применения тех и других философских воззрений к христианской догматике, повод к которому был дан учением византийских исихастов.

Желание жить в православном гocударстве привело его в Византию около 1326 года. Прибыв из Италии, первоначально отличался верностью Православию, написал ряд сочинений против латинян, – об исхождении Святого Духа и о примате папы.

Живя в Константинополе и бывая на Афоне, который был центром византийского средневекового монашества, Варлаам был смущен воззрениями и способом подвижничества византийских исихастов, этих безмолвников и молчальников, отличавшихся замкнутой созерцательностью, проводивших время в молитве и умном делании, совершенно отрешившихся от интересов мира и помышлявших исключительно о спасении.

Такой тип подвижничества, неизвестный западному монашеству, живущему в мире и для мира, показался Варлааму не только странным, но и заслуживающим осуждения. Но представитель западного иночества еще более был смущен, когда один из простодушных афонских калогеров в безыскусной форме сообщил ему, что иноки, посредством особого способа аскетической настроенности, удостаиваются телесными очами видеть свет Божественный и созерцать природу Божию.

Этого для Варлаама было достаточно, чтобы сделаться неумолимым врагом византийского монашества. В 1334 - 37 годах он выступил с резкими нападками против исихастов, осудил их подвижничество как ведущее к гибели, а не ко спасению, а самих молчальников назвал обманщиками, мессалиаиами и омфалопсихами (пупоумами); он «стал попирать ногами и всю монашескую добродетель в теории и на практике, имея в виду (даже) священный Афон, общее вместилище всякой добродетели, этот сонм, избранный во всей вселенной, где хранятся поистине олимпийские доблести».

Варлаам в своем оскорблении исихастов не ограничился словесными обличиями, но и написал сочинение, в котором доказывал, что свет Божественный, в частности воссиявший на горе Фаворе, есть вещественный и тленный, обличал монахов за то, что они, якобы, считают Священное Писание бесполезным, а науку вредной, и думают, что существо Божие можно видеть телесными очами при помощи некоторых искусственных приемов.

В полемику с Варлаамом вступил свт. Григорий Палама (см. подробности полемики в статье о нем). Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы; было постановлено сжечь его сочинения и практически все его антипаламитские труды уничтожены и не сохранились до наших дней.

После анафемы Варлаам вернулся в Италию, обратился в католичество, получил сан епископа Иеракского (Джераче) в Калабрии и стал учителем многих гуманистов.

Скончался в 1348 году.

Причину ереси Варлаама нужно видеть в его рационализме, излишнем доверии разуму и в предпочтении логических доводов свидетельству церковного предания. Поводом к борьбе между варлаамитами и паламитами послужили аскетические идеалы византийских исихастов, стоявшие в связи с основными принципами, характером и направлением греко-восточного монашества, но непонятные для богослова-рационалиста и даже показавшиеся странными с точки зрения сторонника философии Аристотеля.

Однако воззрения Варлаама встретили в Византии некоторое сочувствие. Это объясняется тем, что здесь почва была достаточно к тому подготовлена предшествующей борьбой двух местных церковных партий – зилотов и политиков, первая из которых защищала интересы монашества, а вторая – белого духовенства.

Столкновение этих партий можно наблюдать на протяжении целых веков (VIII-XIV): борьба паламитов с варлаамитами не стояла особняком в церковно-общественной жизни средневековой Византии. Смысл этой борьбы определяется и в зависимости от культурного движения, которое она создала в Византии в XIV в., вызвав значительную продуктивность мысли и философской, и богословской.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • Варлаам Калабрийский. Краткая биографическая справка, портал Богослов.Ru:
  • Красиков С.В. Варлаам Калабрийский, Православная Энциклопедия, 2009, Т. 6, С. 626-631:
  • Варлаам Калабрийский (Материалы к "Церковно–богословскому словарю") // Богословские труды. – М., 1986. – Сборник 27, С.331:



[1]  Калабрия с VIII в. была номинально подчинена Константинопольскому Патриархату, но со времени завоевания Южной Италии норманнами в XI в. там господствовали лат. обычаи

Редакция текста от: 02.11.2014 07:41:12

"ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google