Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АВГУСТИН (БЕЛЯЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев)
Архиепископ Калужский и Боровский Августин (Беляев)
Августин (Беляев) (1886 - 1937), архиепископ Калужский и Боровский, священномученик

Память 10 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборах Ивановских и Самарских святых.

В миру Александр Александрович Беляев, родился 28 февраля 1886 года в городе Камышине Саратовской губернии [1] в семье священника. В семье было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий, благочестивый настрой и проявилась искренняя любовь к храму. Владыка впоследствии рассказывал, что когда ему было шесть лет, родители не взяли его на Пасхальную службу, и он убежал из дома и спрятался на хорах в храме, и там за поздним часом уснул. После службы родители пришли домой и только тут обнаружили, что сына нет дома.

Обучался в Кинешемском духовном училище и Костромской духовной семинарии.

В 1911 году окончил Казанскую духовную академии со степенью кандидата богословия.

С 1911 по 1920 годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях (русский язык в женском духовном училище). В дневнике он в то время писал о себе:

"Я не интересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин... Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моем сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учет и другим. И от степени требовательности к себе, зависит требовательность моя и к другим..."

В 1913 г. женился на ученице старшего класса епархиального училища Юлии, дочери священника Александра Любимова, в семье родились две дочери - Юлия (1914 г.р.) и Нина (1919 г.р.).

После революции Александр Александрович стал старостой храма. Был защитником Православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую "народную церковь", которую возглавлял лишенный архиерейского сана Владимир (Путята).

16 декабря 1919 году был арестован за "участие в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан". 1 мая 1920 года был освобожден по амнистии ГЧК. 26 мая 1920 г. дело было прекращено постановлением ГЧК.

22 июня 1920 г. супруга скончалась от чахотки. Старшей его дочери тогда было четыре с половиной года, младшей - восемь месяцев. Воспитывать детей ему помогала няня Анисия Ефимовна - неграмотная, но глубоко верующая женщина.

28 августа 1920 г. Александр Александрович был рукоположен в сан священника с назначением в Рождественский храм города Пензы.

В 1920 году был арестован по обвинению в "агитации против соввласти". Через полтора месяца был освобожден.

22 апреля 1922 года был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей и хранении запрещенной литературы".

15 июля того же года был освобожден, переехал с детьми в Кинешму. В том же году возведен в сан протоиерея.

В Кинешме служил в одном из городских храмов. Его подвижническое служение сделали его известным не только среди православных города, но и всей епархии.

Епископ Иваново-Вознесенский

В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке властей, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность».

17 сентября патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева».

Протоиерей Александр Беляев был пострижен в мантию с именем Августин.

21 сентября 1923 года был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии.

По прибытии в Иваново владыка часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово.Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Многие обновленцы под его влиянием начали возвращаться в православие.

Вскоре владыка был выслан в Кинешму под подписку о невыезде, по ходатайству верующих разрешалось приезжать в г. Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. Из доклада епископа Августина патриарху Тихону:

"По прибытии на Иваново-Вознесенскую кафедру я нашел в некоторых приходах рознь между духовенством и мирянами, решительно не принимающими обновленческого епископа Иерофея. Последним духовенство запугано. Однако к концу всенощной на Воздвижение Креста Господня прибыли приходские советы 11 церквей и все духовенство за исключением духовенства Крестовоздвиженской церкви, состоящего в управлении обновленцев. На следующий день, 27 сентября 1923г. после совершения литургии я был вызван в местное ГПУ. По-видимому, злонамеренные люди сообщили обо мне ложные сведения как, якобы, административно высланном из Пензы. Я рассказал истинное положение вещей и получил предложение удалиться в Кинешму в 24 часа и жить там под подписку о невыезде до выяснения моей личности в Пензе. Отслужив после этого вечерню в Александро-Невской церкви при плаче верующих, наполнявших храм, я утром следующего дня выехал в Кинешму, где живу и служу доныне..."

15 февраля 1924 года был арестован. Обвинялся в том, что "используя религиозные предрассудки, направляет население против Соввласти, нарушение законодательства об отделении Церкви от государства (назначение следствия о возможности вступления некоего гражданина в третий брак)". 8 августа того же года был освобожден, дело прекращено.

В ноябре 1924 г. приехал в Москву, оставаясь епископом Иваново-Вознесенским. Жил в Москве на Пироговской ул., в подвальном помещении под церковью Архангела Михаила. В 1925 году принимал участие в погребении патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому).

В мае 1925 года вернулся в Иваново, но местные власти всячески препятствовали служению в городе архипастыря и потребовали, чтобы он покинул город. С середины 1925 года ему пришлось жить в Москве и в Кинешме, приезжая в Иваново лишь для совершения богослужений, когда в связи с большими церковными праздниками православным удавалось добиться разрешения на приезд епископа в город. Православные г.Иваново-Вознесенска стали добиваться возвращения в город своего архиерея. Было собрано множество подписей, в том числе среди рабочих. Верующие отправили своих представителей во ВЦИК, и им удалось добиться отмены незаконного решения ГПУ о высылке епископа Августина из Иваново-Вознесенска. Владыка вернулся в Иваново-Вознесенск.

Главным храмом, где служил епископ Августин, был Покровский монастырский собор. Служил он часто и за каждой литургией после чтения Евангелия говорил проповедь. Владыка любил уставное богослужение, неспешное пение и чтение, чуждое духа театральности. После литургии он всегда сам давал крест и всех благословлял, запрещая торопить тех, кто хотел поговорить с ним. Иногда он выходил из храма только через два часа после окончания службы. Когда же он объезжал епархию, люди узнавали заранее, где он будет служить и ехали туда, невзирая на расстояние К ближним он был очень терпелив и добр, и, несмотря на свой высокий сан, смирялся перед каждым, даже перед нищими.

Епископ Августин с дочерьми Юлей (слева) и Ниной. 1926 год
Епископ Августин с дочерьми Юлей (слева) и Ниной. 1926 год
Жил он с дочерьми, келейником Борисом Семеновым и няней Анисией Ефимовной. Быт его был очень скромным. Владыка отказывался от всего, кроме самого необходимого. Имел только одну одежду, да и ту выбирал не сам, а носил, что давали. Иной раз верующие приносили ему продукты или цветы, но он все раздавал посетителям, оставив своим детям лишь несколько конфет или яблок. Если же в доме оставались какие-то гостинцы, то он откладывал их - на случай, если придет еще какой-то проситель или странник. Нередко к епископу приезжали духовные дети из других городов, и он оставлял жить их у себя в доме.

По благословению владыки в городе были организованы религиозные кружки для детей. В одном из них, руководимом молодой учительницей Ларисой Николаевной Гладцыновой (впоследствии арестованной и высланной), занимались и его дочери.

Осенью 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ГПУ отправил донесение Тучкову, прося разрешения на высылку Владыки за пределы области:

"Наглая уверенность Беляева в неприкосновенности вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков пока не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в "лоно Церкви" детей вообще, и детей коммунистов в частности, в возрасте 13-16 лет. Работа по вербовке и наставничеству проводится монашенками Покровского монастырского собора... Указанные факты являются вопиющим требованием на немедленное удаление Беляева из пределов губернии навсегда".

Арест и ссылка в Среднюю Азию

Сщмч. Августин (Беляев)
Сщмч. Августин (Беляев)
Весной 1926 г. снова арестован в Иваново-Вознесенске. Из обвинения:

"С целью "возвращения в лоно Церкви" у себя на дому организовал нелегальный кружок, где преподавал детям, не достигшим cовершеннолетия, Закон Божий, организовал нелегальную [т.е. не зарегистрированную] епархиальную канцелярию".

Сразу же после ареста епископа верующие стали собирать подписи и хлопотать о его освобождении, но усилия их оказались тщетными. Тогда во всех храмах города Иваново-Вознесенска произвели сбор денежных средств для Владыки и других ссыльных священнослужителей. В ответ на это власти арестовали всех организаторов сбора подписей и средств за "организацию не санкционированного властями Красного Креста".

Был приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте, а с 1929 г. - в Педжикенте.

Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) еп. Августин некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал.

Был освобожден из ссылки, по разным данным, в октябре 1929 или марте 1930 г. По окончании ссылки ему было запрещено проживание в шести крупных городах СССР, а также в Ивановской обл. с прикреплением к определенному месту жительства.

1 октября 1929 г. был назначен епископом Алма-Атинским, но местные власти отказали в регистрации.

Епископ Сызранский

Епископ Сызранский Августин (Беляев)
Епископ Сызранский Августин (Беляев)
1 апреля 1930 года назначен на Сызранскую кафедру.

С самого начала служения в Сызрани епископ Августин стал пользоваться огромным авторитетом среди верующих и объединил вокруг себя все местное духовенство. Это не понравилось властям, и они стали искать повода для ареста архиерея и активной части духовенства и верующих.

Арест, заключение в Свирлаг

21 февраля 1931 года был арестован Сызранским ОГПУ. Вместе с епископом были арестованы 16 священников, один монах и 39 мирян, в том числе старосты и члены церковных двадцаток. Из обвинительного заключения:

"Будучи епископом Сызранским, умышленно концентрировал под флагом религиозной общины Казанского собора все реакционно настроенное духовенство, бывших торговцев, бывших людей и монашеско-кликушествующий элемент. Устраивал систематические сборища нелегального характера". Обвинялся также в организации систематической материальной и денежной помощи высланному и заключенному духовенству и их семьям. Являлся формальным сергиевцем, в то же время был ярым противником в признании соввласти и Декларации". На вопрос, какой характер носила его переписка с верующей молодежью из Иваново-Вознесенска, он ответил: "Переписка носила личный характер, т.е. вопросов, касающихся религиозного миросозерцания, отношения к родственникам и т.д. По вопросу о религиозном миросозерцании я отвечал, что верить в материализм и материю и срамно, и ненаучно, и несовременно".

Виновным себя признал только в оказании помощи заключенному духовенству, в остальном - нет. Осуждён на три года концентрационных лагерей, которые отбывал в Свирлаге (Ленинградская область).

Лагерь находился в глухом лесу. Заключенные занимались сбором смолы. Эта работа считалась легкой, но норма была так высока, что далеко не всегда ее можно было выполнить, а невыполнивших лишали пайка. Позже работал в лагерном медпункте. Для получения медикаментов его иногда отпускали в город. Спустя некоторое время Владыка стал получать посылки от близких, и если бы не помощь духовных детей, вряд ли смог выжить в суровых условиях лагеря. Он строго соблюдал все посты и никогда не ел ничего мясного, а отдавал другим заключенным. Однажды к владыке в лагерь приехали его духовные дочери, им разрешили краткое свидание.

На Калужской кафедре

После освобождения с 9 апреля 1934 года - епископ Калужский и Боровский.

От дома до храма великомученика Георгия, где он служил, всегда ходил пешком, в рясе, в клобуке, с панагией на груди и посохом в руке. Прохожие часто смеялись над ним, отпускали вслед оскорбительные реплики, владыка же словно не слышал их. Когда кто-нибудь подходил под благословение, он всегда останавливался и не спеша благословлял. Служил он часто и за богослужением всегда проповедовал. На его службах по-прежнему было много молящихся. И в своей келье владыка в любое время безотказно принимал всех приходящих.

Преосвященный Августин благодушно нес крест постоянных скитаний по тюрьмам и ссылкам. На соболезнования окружающих он спокойно отвечал: "Что же тут удивительного? Это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом".

Дочь Нина после окончания 7 класса переехала к нему в Калугу. Владыка, который был в курсе многих научных открытий, говорил с дочерью не только на религиозные, но и на научные темы. Так, он подробно объяснял что теория Дарвина отвергнута многими учеными и с научной точки зрения несостоятельна.

В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был.

2 апреля 1936 г. возведен в сан архиепископа.

Арест и мученическая кончина

Священномученик Августин (Беляев)
Священномученик Августин (Беляев)
Осенью 1937 г. в городе начались аресты. Архиепископ был уверен, что его непременно арестуют и спокойно и серьезно готовился к этому. Пересматривал записи, письма, уничтожал то, что могло кому-либо повредить. Накануне Рождества Богородицы ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Его и раньше вызывали в горсовет по церковным делам, но время в повестке было проставлено столь позднее, что он понял: вызывают для ареста.

20 сентября в 9 часов вечера он был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности и руководстве нелегальной церковно-монархической организацией". Проходил по групповому делу "Дело архиепископа Августина (Беляева) и др. Калуга, 1937 г.". Изнурительные допросы продолжались целый месяц. Он держался мужественно и категорически отвергал все обвинения.

19 ноября тройкой при УНКВД СССР по Тульской обл. приговорен к расстрелу по ст. 58-10 УК РСФСР.

После вынесения приговора в НКВД вызвали дочь архиепископа Нину, у которой, угрожая арестом, стали спрашивать, кто бывал у владыки. Следователи предполагали страданиями дочери сломить волю архиепископа Августина и заставить оговорить себя. Допрос длился долго, но ни к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоявший в углу посох владыки, следователь сказал: "Возьмите его, он ему больше не понадобится", затем сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с отцом, следователь ответил: "Подумайте больше о себе, его вы больше не увидите". Виновным себя архиепископ Августин не признал.

Расстрелян 23 ноября 1937 года вместе с группой духовенства и мирян в городе Калуге. Погребен в общей неизвестной могиле.

Реабилитирован по указу Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 г. по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Литература

  • ФМП № 1, с. 1.
  • ФПС I, № 177, с. 7, II, с. 4, III, с. 1, IV, с. 1, V, № 1.
  • ФАМ I, № 2, с. 1.
  • "История Путятинского брожения". М. 1956 г., с. 57, 84, 95.
  • ПЭ. I. 109-110.

Использованные материалы



[1]  Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4179. В книге Акты Святейшего Тихона..., 833, указано, что "родился в с. Калиники Юрьевецкого уезда Ивановской губернии", по о. Дамаскину (Орловскому) - в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии.

Редакция текста от: 22.03.2014 14:31:36

"АВГУСТИН (БЕЛЯЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google