Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Русская истинно-православная церковь (РИПЦ), раскольническая организация, т.н. «лазаревская» ветвь Российской православной катакомбной церкви (РПКЦ).

Своими корнями РИПЦ восходит к "андреевской" катакомбной юрисдикции, сформированной из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В 1981 г. скончался "андреевский" еп. Уфимский Владимир (Штромберг), и "андреевцы" обратились к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о помощи в восстановлении епископства. Синод РПЦЗ принял решение о тайном рукоположении протоиерея Владимира Прокофьева (в мон. Варнавы), настоятеля собора в Каннах (Франция), во епископа Каннского и командировании его в СССР "дабы [...] урегулировать церковную жизнь Катакомбной Православной Церкви в России". Тайная архиерейская хиротония епископа Варнавы состоялась 10 мая 1982 г.

Еп. Варнава (Прокофьев) во время туристической поездки в СССР в одной из московских квартир тайно посвятил катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) во епископа Тамбовского и Моршанского. Вскоре вокруг епископа Лазаря консолидировалось значительное число тайных катакомбных общин, общей численностью около пятидесяти. Однако существенная часть «андреевской» катакомбной юрисдикции не признала над собой власти епископа Лазаря и продолжала оставаться без архиерейского возглавления. Катакомбные же общины, подчинившиеся епископу Лазарю (Журбенко), составили так называемую «лазаревскую» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви.

«Лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви в 1982-1993 гг.

С 1982 по 1990 гг. «лазаревская» юрисдикция, входившая в состав РПЦЗ, пребывала на нелегальном положении. 15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял так называемое «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов РПЦЗ на территории СССР, 25 июля того же года на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ состоялась легализация тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко).

Начиная с 1989 г. нередкими стали случаи перехода российских приходов РПЦ МП в юрисдикцию РПЦЗ, причем многие из этих приходов оставались в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ и не подчинялись архиерейской власти епископа Лазаря (Журбенко). Священноначалем РПЦЗ на базе этих приходов была провозглашена "Российская Православная Свободная Церковь" (РПСЦ), а ушедший в 1990 г. из РПЦ МП суздальский архимандрит Валентин (Русанцов) был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России и наделен правами самостоятельного решения вопроса о принятии клириков, переходящих из Московского Патриархата. Данное решение было воспринято епископом Лазарем (Журбенко) крайне негативно и привело к резкому ухудшению отношений «лазаревской» ветви РКЦ с Архиерейским Синодом РПЦЗ и руководством РПСЦ. Епископ Лазарь (Журбенко) демонстративно игнорировал архимандрита Валентина (Русанцова), не упуская возможности высказать свое несогласие с российской церковной политикой РПЦЗ.

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение об объединении обеих группировок на взаимовыгодных условиях. В рамках осуществления данной инициативы епископ Лазарь был возведен в достоинство архиепископа и назначен первоиерархом РПСЦ. Одновременно с этим было решено провести рукоположение архимандрита Валентина (Русанцова) в сан епископа Суздальского, что и было осуществлено в феврале 1991 г. Учитывая напряженность во взаимоотношениях обоих российских иерархов, Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение не ограничивать их епархии географическими рамками и предоставить каждому из них право управления приходами в любом регионе страны.

Первое отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1993-1994 гг.)

Интенсивное развитие "Российской Православной Свободной Церкви" привело к тому, что в 1992 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ в Россию был командирован епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Основной целью его приезда была организация Московского Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви, которое представлялось как высший орган церковной административной власти в России. Целый ряд просчетов со стороны еп. Варнавы (сотрудничество с обществом "Память", поддержка украинских раскольников Киевского Патриархата и др.), а также личные властные амбиции привели к открытому конфликту архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова) с главой Синодального подворья.

В начале 1993 г. еп. Варнава (Прокофьев) убедил Архиерейский Синод РПЦЗ почислить архиепископа Тамбовского Лазаря и епископа Суздальского Валентина на покой с освобождением их от управления епархиями. Последние не пожелали признать закулисной победы епископа Варнавы и к лету 1993 г. каждый по отдельности заявили о выходе из юрисдикционного подчинения РПЦЗ при номинальном сохранении с ней евхаристического общения.

Летом 1993 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение отозвать епископа Каннского Варнаву (Прокофьева), а на освободившуюся должность Синодального Представителя были назначены сразу два человека - протоиерей Константин Федоров из США и священник Симеон Донсков из Бельгии. В описываемый период единственным иерархом РПЦЗ, совершавшим служение в России и не находившимся под прещением был епископ Черноморский Вениамин (Русаленко).

Архиеп. Тамбовский Лазарь (Журбенко) и еп. Суздальский Валентин (Русанцов) к началу 1994 г. попытались забыть об имевшихся между ними некогда трениях и объединили свои усилия по стабилизации своего церковного статуса. В марте 1994 г. они провели в Суздале IV Съезд духовенства и мирян "Российской Православной Свободной Церкви", на котором было провозглашено образование "Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви" (ВВЦУ РПСЦ), которое рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Лазарь, а Заместителем Председателя стал епископ Валентин, возведенный в сан архиепископа.

Одним из первых деяний ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), викарий Суздальской епархии епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии епископ Сухумский Серафим (Зинченко), епископ Тульский и Брянский Арсений (Тихомиров-Киселев) и епископ Казанский и Марийский Александр. Примечательно, что первый из новорукоположенных являлся ставленником архиеп. Лазаря, а четверо других были представлены к рукоположению архиеп. Валентином.

В ответ на незаконные епископские хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а сами архиерейские рукоположения не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на отрицавшего легитимность ВВЦУ РПСЦ российского архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В декабре 1994 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ был достигнут компромисс и состоялось подписание Акта о примирении между Русской Православной Церковью Заграницей и Временным Высшим Церковным Управлением Российской Православной Свободной Церкви. Согласно условиям примирения упразднялись как ВВЦУ РПСЦ, так и должность Представителя Архиерейского Синода РПЦЗ в России. Кроме того, многие решения ВВЦУ РПСЦ признавались недействительными. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул архиепископа и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание Российских Преосвященных, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.)

В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри "Архиерейского Совещания", стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия.

К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский.

В юрисдикции РПЦЗ

Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено "Архиерейское Совещание Российских Пресвященных", главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин), епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский). Функция осуществления связи между "Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных" и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову), викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции РПЦЗ. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ). В том же году митрополит Виталий (Устинов), первоиерарх РПЦЗ, издал указ, согласно которому данное наименование вводилось и в церковный оборот.

В конце 2001 года РПЦЗ раскололась на две части - РПЦЗ юрисдикции митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)) и РПЦЗ юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ(В)). Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ(В). Несогласованность новых архиерейских поставлений РПЦЗ(В) с архиеп. Лазарем и еп. Вениамином побудили последних заявить о своей отчужденности от РПЦЗ(В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных". Митр. Виталий (Устинов) в декабре 2001 г. начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ. (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах РИПЦ было восстановлено поминовение имени митрополита Виталия.

Образование Синода "Русской Истинно-Православной Церкви" и отделение РИПЦ от РПЦЗ(В)

С 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев "Русской Истинно-Православной Церкви" и последующего преобразования "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных" в Архиерейский Синод РИПЦ.

В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ(В), ни с митр. Виталием (Устиновым), что породило новое обострение во взаимоотношениях "Архиерейского Совещания Российских Преосвященных" с Синодом РПЦЗ(В).

Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и архиепископом Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ(В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени первоиерарха РПЦЗ(В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа заместителя первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископа Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого первоиерарха.

Имея целью создание альтернативы "Русской Истинно-Православной Церкви" и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ(В), фактически управляемый заместителем первоиерарха архиепископом Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии епископ Бэлтский и Молдавский Антоний (Рудей), епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии епископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров).

5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ(В):

«Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей».

Совещанием было принято решения о полном дистанцировании от РПЦЗ (В) и самоорганизации Русской Истинно-Православной Церкви на платформе абсолютной независимости. В этой связи "Архиерейское Совещание Российских Преосвященных" было преобразовано в Архиерейский Синод "Русской Истинно-Православной Церкви", во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко). Вторым определением Совещания стало образование четырех самостоятельных епархий (Черниговской и Гомельской, Верненской и Семиреченской, Новгородской и Тверской, Омской и Тамбовской) и наделение всех четырех викарных епископов статусом правящих архиереев.

30 июня 2005 года архиеп. Лазарь (Журбенко) скончался, и 7 июля новым предстоятелем РИПЦ был избран епископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), возведенный в достоинство архиепископа.

В 2006 г. заместитель первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической РПЦЗ и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав Русской Истинно-Православной Церкви.

В 2007 г. к РИПЦ присоединилось большое количество заграничных приходов РПЦЗ, не согласных с восстановлением канонического общения с Московским Патриархатом.

С целью управления церковной жизнью на американском континенте в 2007 г. были образованы Трентонское благочиние (для северо-восточной части США) во главе с протоиереем Стефаном Сабельником и благочиние Восточной части США во главе с протоиереем Анатолием Трепачко. Задачей обоих благочинных было принятия прошений от клириков РПЦЗ на вступление в юрисдикцию РИПЦ.

Во время состоявшегося 16 ноября 2007 г. Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки (временной юрисдикции РИПЦ), проходившем в присутствии Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Тихона (Пасечника) было принято решение об объединении всех приходов, отделившихся от РПЦЗ(Л), в единую Североамериканскую епархию. Правящим архиереем новообразованной епархии был избран вдовый протоиерей Стефан Сабельник, который 18 декабря 2007 г. был хиротонисан во епископа Трентонского и Североамериканского.

Предстоятели

Использованные материалы

  • Александр Валерьевич Слесарев. Материалы по истории РИПЦ на сайте Антираскол

Редакция текста от: 03.02.2013 17:46:14

"РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google