ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Донские епархиальные ведомости.  Первая страница, 1869, № 5
Донские епархиальные ведомости. Первая страница, 1869, № 5
Донские епархиальные ведомости, официальный печатный орган Донской и Новочеркасской епархии (недейств.). Первое периодическое издание Русской Православной Церкви на Юге России.

Издавались в Новочеркасске с 1869 года. Выпускались при Донской духовной семинарии, а печатались в частных типографиях. Периодичность и объем издания были не постоянными - от одного раза в неделю до 3-х раз в месяц.

Структура имела обычные для церковных периодических изданий того времени две части: "официальную" и "неофициальную." Официальный и неофициальный отделы выходили отдельно в одни и те же сроки. Вместо неофициального отдела по указу Святейшего Синода от 9 декабря 1914 года ежемесячно выходил «Донской православный вестник: Прибавление к Донским епархиальным ведомостям». Издание пресеклось в 1917 году.

С июля 1917 по ноябрь 1919 года вместо «Донских епархиальных ведомостей» выходил журнал «Донская христианская мысль» с подзаголовком «Еженедельный православно-христианский журнал, издаваемый при Донской духовной семинарии». Его бессменным редактором был Глебов.

Содержание

В неофициальном отделе «Донских епархиальных ведомостей» печаталось немало статей, посвященных Донской епархии, ее архиереям и другое, выдающимся делателям, монастырям и святыням, а также истории Донского казачьего войска и его участию в военных кампаниях (русско-турецкой войне 1877-1878 гг., экспедициях в Среднюю Азию, русско-японской и первой мировой войнах). В ознаменование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. и зарубежных походов русской армии в 1912-1914 гг. публиковались исторические статьи и материалы об императоре Александре I, об участии в военных действиях донских атаманов и казаков. Особенно содержательные материалы по местной истории были опубликованы Кирилловым, краеведом, председателем совета учрежденного 16 апреля 1904 года епархиального церковно-исторического комитета («Краткая историческая записка о Донской духовной семинарии» (1893), «Сообщение о деятельности Донского церковно-исторического комитета (1904-1912 гг.)» (1912. № 12, 15)), а также прот. М. Симашкевичем. Среди авторов статей по истории Донского края были прот. Григорий Левицкий, А. Л. Крылов («Очерк Кременского Вознесенского монастыря» (1875. № 18-21, 23), «Аксайская икона Божией Матери» (1883. № 21-23), «Церковная старина Донской епархии» (1884)), Н. Снесарёв («Записка об архиве, находящемся при старочеркасском Воскресенском соборе» (1877. № 22)), И. М. Сулин («Краткое описание станиц области войска Донского» (1889-1895)), А. И. Попов («История Новочеркасского духовного училища» (1897-1899)) и другие.

Т. к. значительную долю населения Области Войска Донского составляли старообрядцы, сектанты и буддисты, много статей было посвящено миссионерской тематике, в 1904 году был создан раздел «Раскол и сектантство». Из публикаций по истории старообрядчества и единоверия можно выделить такие, как «Определения, относящиеся к расколу, и клятвы великого Московского Собора 1666/7 гг.» (1871-1872, 1883) и «Деятельность Русской Церкви против раскола со времени великого Московского Собора» (1875. № 3-4, 7-9, 11-14) Снесарёва; «Материалы для истории раскола в Донской области» (1873-1876); «Вечерние беседы игумена московского единоверческого монастыря о. Павла в Донской духовной семинарии» (1876); «Противораскольничья миссия в Донском крае при святителе Тихоне I» (1880) и «Чтения по обличению русского старообрядческого раскола» (1880. № 1-2, 4-6, 8, 10-11, 19-20) Н. С. Кутепова; «Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, как борец со старообрядческим расколом в Донской Украйне» (1904. № 7) Е. Овсянникова. Сектантам посвящены статьи Кутепова «Штундисты» (1879. № 1), «Духоборцы» (1883. № 1-2), «Молоканская ересь» (1884), «Скопческая ересь» (1885. № 9-10, 13, 16, 18), «Хлысты» (1886); Н. Дикарёва «Малорусская штунда» (1886); Е. Холостова «Секта странников в Нагайской станице Донской епархии» (1898. № 23, 25-27); И. Артемьева «Секта средников и опыт борьбы с нею» (1912. № 27, 32, 34); «Секта адвентистов 7-го дня» (1912. № 19-21). Ряд статей посвящен сравнению буддизма с христианством и обращению в Православие калмыков: «О буддизме» (1871-1872, 1875) Крылова; «О языческих капищах, или хурулах, донских калмыков» (1891. № 3) Кутепова; «Буддизм и христианство» (1893) прот. И. В. Краснитского; «Краткие сведения о донских калмыках» (1911. № 36) и «Историческое прошлое противоламайской миссии среди калмыков Донской епархии» (1912. № 2-5, 7) Павловского. В 1870 и 1874 годах в «Донских епархиальных ведомостей» печатались православные молитвы на калмыцком языке, в 1871 и 1875 гг.- «Опыт калмыцко-русского словаря».

Помимо этого в неофициальном отделе постоянно печатались слова и речи Донских архипастырей, клириков и епархиальных миссионеров, статьи по практическим вопросам пастырства, о народном образовании и т. д. Оригинальных трудов по богословию, общей и русской церковной истории было немного по сравнению с количеством статей в других епархиальных журналах. Можно выделить апологетические статьи свящ. Гиляревского «Дарвинизм» (1878), «Нравственная философия утилитаризма» (1880. № 20-21) и др., Л. Г. Епифановича «Коммунизм и социализм» (1879. № 21-22; 1880. № 3-6, 9-10, 14-15), Кириллова «Церковно-религиозные вопросы, затрагиваемые в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»» (1880. № 8, 16-17), И. А. Глебова «Религиозные идеи А. С. Пушкина» (1899. № 17-18, 22, 27, 29), исторические и богословские труды Аксайского еп. Иоанна (Митропольского) «История Вселенских Соборов» (1893-1896), «Отпадение Западной Церкви от Восточной» (1897-1898) и «Рационалистическое богословие пред судом Православия» (1899. № 3-15), Овсянникова «Константинопольский Патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке» (1899. № 17, 22, 24, 31, 34-35), Т. Донецкого «История гонений на христиан в первые три века» (1899. № 9-12/13, 17-18, 24, 26), Краснитского «Рассказы о Святой Земле» (1899. № 1-2, 4, 6, 16, 18, 32, 34).

В качестве приложения к «Донским епархиальным ведомостям» были изданы «Записки по обличительному богословию» Епифановича (1887-1888), «Перст Божий: Сборник назидательных сказаний из современной жизни» в 4 выпусках (1887-1889, 1891) Кириллова, «О почитании святых икон» (1888) Кутепова, «Протоколы (журналы) съезда отцов депутатов духовенства Донской епархии» (1889-1917), «Святоотеческие наставления» (1890-1891), «Любителям Слова Божия» (1890-1893) еп. Иоанна (Митропольского), «Список лиц, служащих по духовно-учебному ведомству в Донской епархии» (1900-1902, 1905-1908), «Император Александр I» (1912-1913) А. И. Абрамцева, множество назидательных брошюр, учебных пособий и официальных изданий - уставов, отчетов о состоянии школ, братств и т. п.

Редакторы

Официальный и неофициальный отделы разновременно:

Официальный отдел:

Неофициальный отдел:

Литература

  • Краснитский И. В. Сист. указ. статей, помещенных в «Донских ЕВ» от 1869-1891 гг. Новочеркасск, 1892
  • Краснитский И. В. Приб. к сист. указ. статей, помещенных в «Донских ЕВ»: 1892-1899. Новочеркасск, 1900
  • Кириллов А. А. К 45-летию «Донских ЕВ» // Донской правосл. вестн. 1915. № 2. С. 86-90
  • Рункевич С. Г. «Донские ЕВ» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 22-24
  • Андреев. Христианская периодика. № 166, 168, 169
  • Агафонов А. И. Конфессиональная, полит. и этническая история Донского края на страницах изданий Донской епархии 2-й пол. XIX - нач. XX в. // Южнорос. обозр. Р.-н/Д., 2003. Вып. 19. С. 16-33.

Использованные материалы

Редакция текста от: 09.10.2016 17:10:41

"ДОНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google