Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЕТЕОРСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Монастырь св.Николая Анапавса (Метеоры)
Монастырь св.Николая Анапавса (Метеоры)
Мужской монастырь во имя святителя Николая, монастырь святого Николая Анапавса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά), или Анапавса (греч. Αναπαυσά), или Радостный (греч. Άσμενος) на Метеоре, Стагской митрополии Элладской Православной Церкви

Монастырь расположен на скале высотой 85 м недалеко от с. Кастраки, в 5 км от г. Каламбака. Ранее, чтобы посетить монастырь, необходимо было использовать деревянную лестницу высотой 60-70 м. В настоящее время надо сначала подняться на холм по 143 ступеням к подножию скалы, а потом по 85 ступеням, высеченным в скале в 1932-36 годах.

История

Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой этой маленькой и относительно низкой скале скале в XII-XIII веках. Фреска, найденная в одной из часовен внутри монастыря, подтверждает, что в ранние времена здесь были келии монахов-отшельников.

Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас (Αναπαυσάς), которая и дала название монастырю. Однако, не исключено, что название обители происходит от слова Αναπαυσάς (успокоитель), характеризующего обитель как место, дающее душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.

Первые письменные упоминания о монастыре относятся к концу XIV века: Афанасий Метеорский в своем завещании (не позже 1380 года) братии монастыря Большая Метеора советует избрать себе настоятеля с учетом мнения настоятеля монастыря св. Николая. Этот монастырь и является, по всей видимости, монастырем святого Николая Анапавса. Упоминание о монастыре встречается в житии прп. Афанасия Метеорского (XIV в.). Также, в официальном письме, датируемом 1392/1393 годом, говорится о монастыре святого Николая, который может быть идентифицирован как монастырь св.Николая Анапавса.

Первый храм, как и весь монастырь, был разрушен и на его месте в 1510 году был построен новый трудами митрополита Лариссы Дионисия [1] и экзарха Стаги иеромонаха Никанора. В 1527 году храм был расписан иконописцем Феофаном Критским на средства иеродиакона Киприана.

После XVI в. монастырь постепенно приходил в упадок.

В начале XX века умер последний из старых насельников монастыря. В декабре 1909 года обитель посетила греческий историк Никос Вейс с целью составления каталога хранящихся в нем рукописей. Обнаружив, что в монастыре уже никто не живет, она перенесла пятьдесят [2] самых ценных рукописей на хранение в монастырь Святой Троицы. Хронологически найденные рукописи охватывают период с XI до XIX века. Среди этих рукописей: толкования Псалмов, Деяния Апостолов, беседы Марка Отшельника и Антиоха монаха, речи Ефрема Сирина, сочинения Иоанна Схоластика, богослужебная литература (Типики, Триоди и т.д.).

В XX веке монастырь был заброшен и начал разрушаться.

В период Второй мировой войны во время немецкой и итальянской оккупации (19401944 гг.) монастырь подвергался бомбардировкам, как и многие другие памятники этого монастырского комплекса.

В 1960 году Министерство археологии Греции возглавило работы по восстановлению монастыря.

В 1969 г. вновь зазвонили колокола на монастырской звоннице.

В 1972 г. был открыт храм свт. Николая, где совершается Божественная литургия.

До 1982 года в монастыре проживал монах по имени Палама. После того как он был вынужден покинуть обитель, монастырь был закрыт в течение 15 лет. Он открывался только летом священниками из Каламбаки для туристов.

Монастырь вновь начал действовать в 1997 году.

Статистика

  • 1888 г. - 5 монахов
  • 1909 г. - монастырь опустел
  • 2000 г. - 1 монах

Храмы, архитектура

Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.

Первый этаж монастыря включает в себя небольшой храм XIV века, посвященный преподобному Антонию. На следующем этаже расположен главный храм в честь святителя Николая, а на верхнем этаже — недавно отреставрированный храм святого Иоанна Предтечи и старая трапезная, служащая теперь для приема гостей, кельи, цистерны для сбора воды и склеп с с нетленными мощами святых и черепами монахов. На вершине скалы стоит каменная колокольня.

На северо-восточной стороне монастыря расположены два ряда деревянных балконов с которых открывается великолепный вид.

Храм святителя Николая

Соборный храм (кафоликон), освященный в честь свт. Николая, был сооружен в XIII-XIV вв.

Новая церковь свт. Николая, как следует из надписи над входом из нартекса в храм, была построена в нач. XVI в. Дионисием Милостивым, митрополитом Ларисским, который последние годы жизни провел в этом монастыре, и иеромонахом Никанором, экзархом Стагонским.

Собор построен как крестово-купольный храм в форме прямоугольника (почти квадрата) без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север.

Стены собора были расписан выдающимся живописцем критской школы Феофаном Критским на средства иеродиакона Киприана. Оформление этой церкви настенными росписями были первой масштабной работой знаменитого критского иконописца, засвидетельсвовавшего личной подписью своё авторство на восточной стене нефа, над входом в основной храм: «руками монаха с Крита - Бафа Феофана - Стрелитзаса ». [3] Мастерство исполнения иконографических композиций, сложность изображенных библейских сюжетов, некоторые из которых никогда не воспроизводились ни в одном уголке земли, а также сохранившаяся свежесть красок вызывают у посетителей этого исторического памятника неизменное восхищение. Это единственные фрески Феофана, которые были подписаны автором. Его произведения в других монастырях, в т.ч. на Афоне не подписаны.

В притворе изображены ктиторы: Дионисий Ларисский и Никанор Стагонский рядом с Богородицей и прп. Афанасием Метеорским.

На западной стене притвора находится примечательна фреска,где Адам в раю дает имена животным. Этот шедевр стал образцом для повторения более поздними художниками. Образцом для подражания может также считаться фреска успения Ефрема, которая расположена над сценой Адама

На северной стене изображена сцена Второго Пришествия.

Также в притворе изображены сцены из земной жизни Иисуса Христа, успение свт. Николая, а также эпизоды из жизни святых и отшельников, великих деятелей монашества (святого Антония, святого Евфимия, святого Саввы, святого Феодосия).

В главном храме на вершине купола можно увидеть Иисуса Христа в окружении ангелов и десяти пророков из Ветхого Завета . Там же изображены четыре евангелиста.

Как и в притворе здесь изображены различные святые (Меркурий Кесарийский, Иоанн Дамаскин, Николай Мирликийский и т.д.).

Центральными в алтаре являются сцена распятия Иисуса Христа и изображение Девы Марии, а также фигуры Василия Великого. Также в алтаре изображены ветхозаветные пророки (Иов Многострадальный, Исаия, Иона во рту рыбы)

Церковь святого Антония

На первом этаже находится церковь святого Антония. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя.

Именно здесь находятся несколько остатков старой фрески, которые датируются XIV веком, что позволяет отнести время основания монастыря к этому периоду.

С левой стороны находится склеп, где в старые времена хранились рукописи и монастырские реликвии.

Часовня святого Иоанна Крестителя

Это небольшая церковь с деревянным иконостасом, которая была восстановлена в 1971 году.

Старая трапезная

Старая трапезная, служащая залой для приёма почетных гостей, расписана фресками Девы Марии держащей младенца Иисуса, справа – Николай Мирликийский и сцены из притчи о богаче и бедняке в раю. По левую сторону изображен сюжет гостеприимства Авраама.

Настоятели

Видео

ТК "Глас"

Литература

  • ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 538;
  • Νικονάνος Ν. Μετέωρα. ̓Αθῆναι, 1992. Σ. 60-65, 102-111;
  • Μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 202-205;
  • Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 107;
  • Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 31-33.

Использованные материалы



[1]  В других источниках (напр.:http://www.molitva.gr/2011/10/monastyr-svyatitelya-nikolaya-...411) указывается, что упомянутым митрополитом Ларисским был святитель Иоанн (Элеймон) – Иоанн Милостивый, который провел в монастыре последние годы жизни как простой инок и построил церковь святителя Николая. Возможно это одно лицо с Дионисием Ларисским

[2]  по другим данным – 43 рукописи, из которых сегодня осталось 35

[3]  “χειρ Θεοφάνη μοναχού του εν τη Κρήτη Στρελίτζας “

Редакция текста от: 16.11.2018 17:43:33

"МЕТЕОРСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google