Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЛИЯ ПЕЩЕРНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Илия Пещерник
Прп. Илия Пещерник
Илия Пещерник (Спилеот), Калабрийский (греч. ᾿Ηλίας ὁ Σπηλαιώτης, 860/864 - 956/960), преподобный

Память 11 сентября (Греч. [1]) и в Соборе Ахайских святых (Греч.)

Родился в 860 или 864 году в Ригии в Калабрии (ныне Реджо-ди-Калабри в южной части Италии, против Мессины, что на северо-восточном берегу Сицилии), в благочестивой семье Петра и Леонтии и хотел стать монахом. С ранних лет он изучал Священное Писание и жития святых. Его прозвали одноруким, поскольку однажды он повредил руку, а неумелый врач так лечил его, что пальцы перестали действовать.

Прп. Илия Пещерник
Прп. Илия Пещерник
Когда ему исполнилось 18 лет, родители решили женить его, однако сын признался матери, что хотел бы принять постриг. Получив согласие родителей, он вместе с другим юношей, тоже пожелавшим стать монахом, отправился на Сицилию и поселился при храме св. Авксентия на склоне горы св. Никона близ Таормины. Его спутник не выдержал тягот отшельнической жизни и отправился домой, но по пути был убит арабами.

Илия скорбел о потере своего друга. Выйдя к морю, он нашел корабль, который следовал в Италию и прибыл в Рим. Там он поселился в маленькой избушке, претерпевая голод, жажду и холод. Вместе с ним подвизался монах Игнатий, который наставил Илию в монашеской жизни, а затем отправил своего ученика на родину.

Вернувшись в Каламбрию стал послушником святого человека Арсения, отличавшегося строгой монашеской жизнью. Святой принял монашество в 19 лет. Вместе с Арсением Илия сначала подвизался в метохе монастыря святого Лукии, называемом Миндинон, неподалеку от Ригии, а затем при церкви мч. Евстратия близ деревни Армы.

В 888 году, спасаясь от набега арабов [2], они переселились в Патры, в Грецию, где продолжали свои аскетические подвиги. Их восьмилетнее пребывание там было отмечено множеством чудес (например, была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, епископ Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их.

В Ригии Илия и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава о преподобном Илии Калабрийском, который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на Илию Пещерника. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 году [3] его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.

После кончины своих учителей Илия Пещерник и Даниил встретились в монастыре Илии Калабрийского в Салинах. Илия прожил там некоторое время, затем принял решение удалиться в пещеру. Сначала он жил в небольшой пещере с мон. Космой и его учеником Виталием. Когда Илия после бывшего ему видения позволил поселиться рядом и другим монахам, благодаря божественному провидению была найдена большая пещера. В ней устроили алтарь, расширили вход, рядом построили мельницу, даже, возможно, собрали библиотеку.

Илия Пещерник совершил много чудес. Однажды в бочку, где было вино для совершения Литургии, залилась дождевая вода. Все были в смущении, но по молитве святого, вино в бочке оказалось еще лучше, чем было прежде. Он усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников Илии Пещерника, в частности Луки Фалакра, который известен и по иным источникам [4]. Одно из чудес прп. Илии было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против имп. Романа I Лакапина в 921-922 годах, святой предсказал гибель восставшего патриция Виталоне.

Во время набегов арабов святой вынужден был укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, он не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 августа). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжелую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь.

Скончался 11 сентября 956 или 960 года в Меликукке, Калабрия, в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75. Его преставление ознаменовалось многими чудесами. Многие ученики видели во сне святого, облаченного в белую одежду.

По всей видимости, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий.

Почитание

Возникновение почитания Илии Пещерника относится к XI веку, сведения о нем содержатся в Житии св. Луки из Изола-ди-Капо-Риццуто (1035-1114) [5]. По всей видимости, мощи Илии Пещерника были утрачены вскоре после появления Жития, по крайней мере в источниках XV века о них ничего не сообщается [6]. Мощи были чудесным образом обретены 2 августа 1747 года. Его глава находится в городке Семинара (Seminara), рядом с Реджо-ди-Калабри.

Основным источником сведений об преподобном Илии Пещернике является греч. Житие [7], которое сохранилось в уникальной рукописи нач. XIV века, созданной скевофилаксом монастыря Спасителя в Мессине и содержащей Жития святых с сентября по май [8]. Житие было составлено после 984 года [9]. Имя агиографа не названо, однако из текста памятника можно сделать вывод, что он лично знал прп. Илию, присоединившись к братии монастыря, когда святой был уже в весьма преклонном возрасте (повествование ведется от первого лица в гл. 96 и сохранились авторские ремарки в главах 2, 61-68). Возможно, он был третьим настоятелем монастыря, основанного Илией Пещерником [10], а Житие было написано в самом начале XI века Согласно лат. версии Жития и Чудес [11], имя автора греч. версии, с которой был выполнен перевод, - Кириак. Перевод был сделан по заказу настоятеля монастыря св. Евфимии Роберта де Гранмениля между 1060 и 1082 годами, но перевод, возможно, ближе к архетипу, чем сохранившаяся греческая версия [12]. В состав рукописи XI-XII веков вошли поздний итальянский перевод Жития и два канона (один анонимный, другой составлен Кириаком, который может быть отождествлен с Кириаком, упомянутым в лат. версии).

Литература

  • BHG, N 581;
  • BHL, N 3798b-c;
  • AHG. T. 1. P. 185-210 (can. 16-17), 428-431;
  • Saletta V. Vita di s. Elia Speleota secondo il codice Cryptense B. B. XVII // Studi meridionali. R., 1970. Anno 3. P. 445-453; 1971. Anno 4. P. 272-315; 1972. Anno 5. P. 61-96 [итал. версия];
  • Strazzeri M. V. Una traduzione dal Greco ad uso dei Normanni: La Vita latina di Sant'Elia lo Speleota // Archivio Storico per la Calabria e la Lucania. R., 1992. Anno 59. P. 1-108 [лат. версия] (rev.: Dolbeau Fr. // Bull. du Cange: Archivum Latinitatis medii aevi. P., 1997. Vol. 55. P. 334-335);
  • ActaSS. Sept. T. 3. P. 848-888 [греч. версия].
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 429, 581;
  • Costa-Louillet G. V., da. Saints de Sicile et d'Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siècles // Byz. 1959/1960. Vol. 29/30. P. 89-173;
  • Schirò G. Testimonianza innografica dell'attività scriptoria di S. Elia lo Speleota // ByzF. 1967. Bd. 2. S. 313-317;
  • Janin R. Élie le Spéléote // DHGE. T. 15. Col. 197;
  • Matino G. La lingua della «Vita di s. Elia lo Speleota»: Contributo all'agiografia greca dell'Italia Meridionale // Campania sacra. Napoli, 1979. Vol. 10. P. 19-33;
  • idem. Stratigrafia linguistica nella «Vita di s. Elia lo speleota»// JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 237-245;
  • Howe J. M. Elias Speleotes // ODB. Vol. 1. P. 687;
  • Abrahamse D. On the Afterlife of Italo-Greek Saints' Lives // ByzF. 1994. Bd. 20. S. 59-71;
  • Yannopoulos P. La Grèce dans la Vie de S. Elie le Jeune et dans celle de S. Elie le Spéléote // Byz. 1994. Vol. 64. N 1. P. 193-221;
  • Russo Fr. Elia Speleota // BiblSS. T. 4. Col. 1052-1053;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 167;
  • Martino P. S. Elia Speleota e il santuario delle Grotte presso Melicuccа: Notizie storiche. Villa S. Giovanni, 2000;
  • Caruso St. Sulla cronologia della vita di S. Elia Speleota da Reggio // Byz. 2000. Vol. 70. N 1. P. 25-56;
  • idem. Una sorta di «Confronto all'Americana» ante litteram nel Bìos di S. Elia Speleota da Reggio (BHG, N 581) // Pan: Studi dell'Instituto di Filologia Latina. Palermo, 2001. Vol. 18/19. P. 91-100;
  • idem. La χώρα Σαλινῶν nell'agiografia storica italo-greca // Ad contemplandam sapientiam: Studi di Filologia, Letteratura, Storia in memoria di S. Leanza. Soveria Mannelli, 2004. P. 55-96;
  • Musolino G. Santi eremiti italogreci: Grotte e chiese rupestri in Calabria. Soveria Mannelli, 2002. P. 127-132;
  • Minuto D. In margine alle Vite di due Santi Elia // ῾Ελληνικά Μνύματα: Rassegna di cultura e attualità / Communità Ellenica di Napoli e Campana. N. S. Napoli, 2002. N 6. P. 48-54.

Использованные материалы

  • Артюхова Т. А., Луховицкий Л. В. "Илия Спилеот" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 316-317:
  • Страница православной паломнической службы при русского Болонского Васильевского храма Паломничество по святым местам Италии:



[1]  "Όσιοι Ηλίας ο Σπηλαιώτης και Αρσένιος", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): http://www.saint.gr/4065/saint.aspx;

[2]  Caruso. 2004. P. 80. N 138

[3]  Caruso. 2004. P. 81. N 145

[4]  BHL, N 4978; подробнее см.: Caruso. 2004. P. 84-87

[5]  BHG, N 2237; Schirò G. Vita di S. Luca, vescovo di Isola Capo Rizzuto. Palermo, 1954. P. 8-124

[6]  Musolino. 2002. P. 127-128

[7]  BHG, N 581

[8]  Delehaye H. Catalogus codd. hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc Bibliothecae Universitatis Messanensis // AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 41-47

[9]  Caruso. 2001. P. 91. N 1

[10]  Caruso. 2004. P. 89, 94-95

[11]  BHL, N 3798b и 3798c соответственно дошли в рукописи XII в.

[12]  Caruso. 2001. P. 98-100

Редакция текста от: 26.01.2021 20:28:18

"ИЛИЯ ПЕЩЕРНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google