Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИНАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВИМАТАРИССА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Синайская икона Божией Матери Алтарницы. Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.
Синайская икона Божией Матери Алтарницы. Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.
Правая створка Синайской иконы Божией Матери Алтарницы.  Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.
Правая створка Синайской иконы Божией Матери Алтарницы. Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.
Левая створка Синайской иконы Божией Матери Алтарницы.  Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.
Левая створка Синайской иконы Божией Матери Алтарницы. Синайский Екатерининский монастырь, XIII в.
Синайская икона Божией Матери "Алтарница" (греч. "Βηματάρισσα" - "Виматарисса" или "Бематарисса")

Существуют и другие иконы известные под именем "Алтарницы" - см. ст. Виматарисса

Специального празднования и службы нет

Описание

Икона представляет собой триптих. Его центральная часть размером 112,5 х 81,5 см, боковые створки - 98,5 х 40 см. На центральной доске изображена обращенная вправо Богородица с восседающим на её руках Богомладенцем. Царственные золотые одеяния Младенеца-Еммануила необычны по форме - исследование византийской иконографии позволяет догадываться, что такие одеяния призваны создать образ погребальной плащаницы. Грудь Христа опоясана красным шарфом, по всей видимости, указывающим на священническое служение. Эту идею акцентируют и полосы на одеянии от плеч до подола, напоминающие о лентах-источниках архиерейской мантии. Таким образом воплотившийся младенец представлен как Царь, Жертва и Архиерей. Латинская надпись слева от лика Богоматери гласит "СОNDIТОR ЕSТ МUNDI QVЕМ VIRGО СОNTINENT ULNIS" ("Создатель мира, которого Дева держит на своих руках").

На боковых створках изображено 12 сцен, которые читаются слева направо и сверху вниз сразу на двух створках. На них изображены основные события детства и юности Богоматери до Благовещения. На створках изображены: "Отвержение даров", "Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма", "Молитва Иоакима в пустыне", "Молитва Анны в саду", "Встреча Иоакима и Анны у городских ворот", "Рождество Богоматери", "Ласкание Марии", "Введение во храм". Сложность с прочтением возникает в нижнем ряду, где вначале изображено сравнительно редкое "Благовещение у источника". Затем следуют две загадочные, без ясных иконографических аналогий, сцены, представляющие Марию и Иосифа перед первосвященником. Возможно, иконописец, не имевший перед глазами образцов, так изобразил испытание водою обличения, подтвердившее целомудрие Марии и ее обручника Иосифа. Цикл замыкает традиционное "Благовещение" в нижнем углу правой створки. Дважды повторенное "Благовещение", расположенное по краям двух крыльев, создает своеобразную символическую рамку для всего цикла, акцентируя его главный смысл - рассказ о предыстории Воплощения. Богородичные сцены как бы комментируют основную идею центрального образа Богоматери с Богомладенцем. Синайский триптих дает самый ранний известный пример икон Богоматери с житием во всем византийском искусстве, которое именно в начале XIII века было особенно внимательно к повествовательному аспекту изображения и его литургическому истолкованию.

Знаменательно, что по замыслу триптих значительную часть времени должен был оставаться закрытым и открываться лишь в определенные моменты литургии и конкретные дни церковных празднований, являя образ Воплощения во всей его полноте и торжественности. На внешних сторонах створок были изображены процветшие кресты, написанные серой краской по красному фону. Около одного надпись "IC XC". На другой створке по сторонам креста два текста: "IC XC NIKA" ("Иисус Христос побеждай") и криптограмма "ФХФП", расшифровывающаяся в переводе с греческого как "Свет Христов просвещает всех" - возглас из Литургии преждеосвященных даров. В форме графического символа и надписи, рисунок на закрытых створках передавал ту же идею Воплощения и Жертвы, что и образ Богоматери и сцены житийного цикла.

Символическую взаимозависимость разных иконных программ триптиха подчеркивают образы архангелов над центральной аркой, которые видны и при открытых, и при закрытых створках. Они склоняются с покровенными руками, как бы готовясь принять причастие, и тем самым ясно обозначают литургический контекст, в котором должны были восприниматься все изображения триптиха.

Живописные особенности иконы относят её к провинциальному варианту позднекомниновского стиля.

История

Икона датируется началом XIII века. Синайская икона некоторое время находилась в руках латинян, а, возможно, для них и была написана - это следует из латинской надписи на фоне слева от лика Богоматери, которая, видимо, принадлежит к первоначальному слою.

Лик и одежды Богоматери на иконе были в поствизантийское время основательно прописаны критским мастером, находившимся под заметным влиянием западной живописи.

Один из позднесредневековых греческих паломников к Синайской обители засвидетельствовал расположение чтимого образа в пространстве перед иконостасом: "И на клиросе, где поют отцы, одна большая икона, вокруг представлены все праздники Пресвятой Богородицы; посредине изображена Богородица и эта икона разговаривала с монахом. И там висит неугасимая лампада..." Рассказ об упомянутом чуде сохранил митрополит Паисий Родосский, греческий автор XVI века, оставивший подробное стихотворное описание Синая и его главных достопримечательностей. Там он пишет:

"Она (икона Богоматери) некогда провещала слово утешения иноку-эклесиарху. О божественный Промысел! Он замыслил отправиться с великим радением в Божий град Иерусалим, чтобы благоговейно поклониться чтимым местам. Она же ему рекла: 'Чадо, не утруждайся: достаточно для тебя оставаться здесь на служении обители, как в тихом пристанище́."

Со временем образ был помещен в алтаре, откуда икона и получила название "Алтарницы" ("Бематариссы").

К началу XXI века икона пребывала в алтаре главной монастырской базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Явлалась единственной иконой на Синае, которая почиталась монахами как чудотворная.

Использованные материалы

  • "Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Триптих. Начало XIII века", Лидов А. М., Византийские иконы Синая, Москва-Афины: Христианский восток, 1999, с. 102-105:
  • "Житие Богоматери (створки киота)", Иконография восточно-христианского искусства, проект научного отдела Факультета Церковных Художеств ПСТГУ:

Редакция текста от: 03.11.2018 05:06:41

"СИНАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВИМАТАРИССА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google