Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОДОБЕН

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Подо́бен (подо́бны) (греч. προσόμοιος - очень сходный, весьма похожий) - богослужебное исполнение одного песнопения по образцу мелодии другого известного песнопения. Например, указание "подобен Доме Евфрафов" требует распеть данный текст по образцу одной из стихир предпразднства Рождества Христова "Доме Евфрафов", которая в свою очередь является "самоподобном", т.е. образцом); есть также немногочисленные "самогласны" - песнопения, распеваемые особым образом, не имеющим аналогов.

Подобны появились в древнем византийском богослужении. Мелод (поэт и композитор) сочинял несколько изометричных строф и к первой из них - мелодию. Последующие строфы должны были исполняться на напев первой. В поэмах знаменитого мелода Романа (VI в.) строфам предшествовал "проэмион" - вступление с иным метрическим сложением. От певца требовалось умение исполнять строфы на напев проэмиона, прибегая к мелизматическому украшению мелодии. В IX в. гимнографы (поэты, не сочинявшие музыки) стали писать гимны, исходя из метрики или силлабики строф их предшественников мелодов, так что напевы последних служили моделями для текстов. Указанием на модель являлись начальные слова её текста, которые записывались над текстом гимна наряду с обозначением его гласовой принадлежности. Модель получила наименование подобна.

Русская Церковь приняла византийские гимны вместе с указаниями подобнов для их пения и текстами, но т.к. при переводе текстов гимна и его подобнов на церковнославянский язык нарушалось единство их силлабики, распевщикам пришлось составить для текстов подобнов свои, русские модели псалмодического типа с краткими распевами в конце мелодич. строк. Это позволяло петь "на подобен" тексты различного силлабического сложения. В XVI в. пение "на подобен" очень сократилось. В певческих книгах сохранилась лишь незначительная часть моделей подобнов. В богослужебной практике пение "на подобен" сохранялось в отдельных монастырях и способствовало образованию местных напевов: Киево-Печерского, Валаамского, Оптиной пустыни и др.

Литература

  • Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1-3, М., 1867-69;
  • Металлов В., Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным, М., 1908, 1912;
  • Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971;
  • его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971;
  • Pichura H., The Podobny texts and chants of the Suprasl irmologion of 1601, "Byelorussian Studies", vol. 11, No 2, Year 6, L., 1970.

Использованные материалы

Редакция текста от: 07.09.2012 20:25:29

"ПОДОБЕН" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google