Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВОЛОНЧЕВСКИЙ МАТВЕЙ-КАЗИМИР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Волончевский (Wottonczewski) Матвей-Казимир (Моте́юс Вала́нчюс) (1801-1875), католический епископ телыпевской епархии, литовский писатель-просветитель, историк.

Биография

Родился в крестьянской семье 16 февраля 1801. Учился в школе в Жемайтийской Кальварии (18161821) и в духовной семинарии в Варняй (18221824), затем в семинарии в Вильне (1824—1828). С окончанием рукоположен в ксендзы и получил степень кандидата теологии. Служил вероучителем и капелланом в школе в Мозыре и Крожах. В 1836 получил степень магистра теологии. С мая 1840 адъюнкт виленской римско-католической Духовной академии, в августе 1842 переведенной в Санкт-Петербург; профессор академии. В 1845 вернулся в Литву, получив назначение на должность ректора варняйской духовной семинарии. По булле папы римского Пия IX и указу царя в марте 1850 стал католическим епископом Жемайтии (Тельшевская, Тельшяйская епархия).

Вел просветительную работу, организовал приходские школы и библиотеки, заботился об издании литовских книг, сам издавал много брошюр и книг духовного, религиозно-дидактического содержания. В декабре 1858 избран действительным членом Виленской археологической комиссии. С мая 1861 почетный член Ковенского губернского статистического комитета.

Награждался орденами Св. Анны третьей степени (1847), Св. Владимира третьей степени (1859), Св. Станислава первой степени (1862).

Скончался 17 мая 1875 в Ковне.

Трезвенное движение

По инициативе епископа Валанчюса в 1858 в Юрбаркасе при костеле возникло общество трезвости. Вскоре трезвенное движение охватило большую всю Ковенскую губернию и начало распространяться в Виленской и Гродненской губерниях. В Литве общества трезвости включали ок. миллиона человек. Общества трезвости создавались при костелах: мужчины клялись на алтаре или иконе Девы Марии не употреблять алкогольных напитков и следить за тем, чтобы этого не делали другие прихожане (нарушителей наказывали — запирали в колокольне, пороли и т. п.); в костелах заводились книги со списками трезвенников. Общества трезвости образовывались без разрешения властей и в обход запрета давать какие-либо клятвы помимо присяги царю, нанесли значительный ущерб винокуренной промышленности (в Ковенской губернии в 1859 было закрыто 87 винокуренных заводов) и доходам казны (в литовских губерниях выплаченные сборщикам акциза жалования в 1860 превысили акцизные сборы от продажи алкогольных напитков), вызвали обоснованные опасения властей как форма гражданской самоорганизации.

Творчество

Издал «Описание жемайтской епархии» (1848), составленное им первоначально на польском языке, а потом уже по-литовски, а также много брошюр и книг духовно-просветительного содержания, кантички, «Библейскую историю», «Жития святых», «Катехизис», «Друг жмудских детей», «Псалмы Давидовы» и др. Для курляндских католиков издано было им несколько книг на латышском языке. В 1873 Волончевский написал «Pamietnik doinowy, który drukowanym nie bedzie» – мемуары, касающиеся, между прочим, восстания 1863, к которому он относился отрицательно.

Литература

  • Э. Вольтер, Литовский катехизис Н. Даукша, СПб., 1886, стр. 33.

Использованные материалы

Редакция текста от: 11.07.2007 16:03:18

"ВОЛОНЧЕВСКИЙ МАТВЕЙ-КАЗИМИР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google