Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕФРЕМ (ЯНКОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ефрем (Янкович) (+ 1712), митрополит Суздальский и Юрьевский.

Сын торговца. В эпитафии Ефрема указано, что он «родом Сербин… отечеством Скопья Сербска града… Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский…». В сербских источниках Ефрем упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи полагают, что он родом из города Тетово (ныне Македония).

Во время великого переселения сербов 1690 года, ушёл вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в городе Сентендре (ныне Венгрия).

На Пасху 1694 года был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим». Хиротонию в Успенском храме в Сентендре совершил патриарх Арсений III. В тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Ефрем был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 году.

Патриарх Арсений III просил утвердить права Ефрема наряду с правами других сербских, православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Император Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 года выдал диплом, который утвердил Ефрема в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Ефрема случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем. Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» В апреле 1701 года Ефрем находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к императору Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашёл убежище в монастыре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Ещё в 1706 году католический архиепископ Эстергома кардинал Леопольд Колонич просил австрийского императора Иосифа I не допускать возвращения в епархию Ефрема, мешавшего расширению влияния униатов.

В ноябре 1703 года «как епископ Сербский монастыря Троицкого» впервые прибыл в Киев с тремя старцами для сбора милостыни. Не имея жалованной грамоты, дававшей на это право, он обратился с письмом к царю Петру I, сообщая о бедственном положении сербов, однако Посольский приказ распорядился выслать его из страны.

Через 2 года он вновь прибыл в Россию, но уже как митрополит, 22 января 1705 года вместе с сопровождавшими его лицами был принят в Москве в Посольском приказе и получил пожалование деньгами, соболями и материей. В челобитной царю он сообщил, что в январе 1704 года в его Петоцркванскую епархию пришли венгры, разорили монастырь Успения Пресвятой Богородицы, «порубили» всю братию «и все христиане обретающихся во оной епархии». Из письма Петру I от 19 сентября 1706 года следует, что по царскому указу на пропитание ему была пожалована 5-я часть денежных средств, получаемых от приходов Суздальского архиерейского дома, которая составляла в тот период 150 рублей в год.

В 1706 году присутствовал при погребении царевны Татьяны Михайловны.

В сентябре 1707 года, согласно предписанию царя, был направлен «в поход, в полки... с ризницею и с певчими и с подъяки из сербския земли, такожде и суздальскими, которые даны ему в послужение». До мая 1708 года он находился при русской армии в Смоленске вместе с 8 соотечественниками (4 монахами и 4 бельцами); суздальские подьяки его покинули из-за недостатка материального обеспечения.

Период пребывания Ефрема на Суздальской кафедре также определяется по эпитафии: «Не больше седмь месяц и троих лет», т. е., возможно, в сентябре 1708 г. в связи с болезнью митр. св. Илариона (+ 14 дек. 1708) Ефрем стал, по-видимому, администратором Суздальской и Юрьевской епархии, а после смерти свт. Илариона был поставлен на кафедру в сущем сане митрополита. В Житии свт. Илариона, составленном в XVIII веке, говорится, что Ефрем был «при палестинских патриарсех» (возможно, Ефрем посещал Святую землю) и что после смерти митрополита Илариона он ничего не изменил в порядке церковных церемоний, совершаемых при его предшественнике.

В 1709 году в Россию для встречи с Ефремом прибыл его брат, торговый человек Дмитрий Янкович, житель города Петроварадин. Встреча братьев состоялась в Москве, на подворье Суздальского архиерейского дома.

Митр. Ефрем скончался 18 марта 1712 года. Похоронен под спудом в кафедральном Суздальском Богородице-Рождественском соборе, в «левой пазухе», рядом с могилой святителя Илариона Суздальского.

Литература

  • Соловьев, С. М., История России, кн. IV, 259.
  • Строев, П., 657.
  • Булгаков, 1396.
  • Н. Д., 45.

Использованные материалы

  • Иеромонах Игнатий (Шестаков), А. В. Маштафаров. Ефрем (Янкович). Православная энциклопедия, том 19, стр. 67-69.
  • Страница сайта Русское Православие:

Редакция текста от: 08.06.2012 10:36:19

"ЕФРЕМ (ЯНКОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google