Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИОНИСИЙ (ПРОЗОРОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Дионисий (Прозоровский)
Архиепископ Дионисий (Прозоровский)
Дионисий (Прозоровский) (1871 - 1937), архиепископ Ростовский и Таганрогский.

В миру Прозоровский Дмитрий Дмитриевич, родился 6 августа 1871 года в с. Сок-Кармала Бугурусланского уезда Самарской губернии, в семье священника.

В 1891 году окончил Самарскую духовную семинарию. Служил псаломщиком и учителем сельской школы.

В 1892 году был рукоположен в сан священника. Служил в с. Кротовка Самарского уезда.

В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, во время обучения принял монашество.

В 1898 году окончил академию со степенью кандидата богословия и определен преподавателем Рижской духовной семинарии.

В 1900 году назначен инспектором Благовещенской духовной семинарии.

В 1901 году назначен ректором той же семинарии в сане архимандрита.

В 1904 году назначен настоятелем Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря.

В 1905-1907 гг. служил при Св. Синоде и находился в Александро-Невской лавре.

В 1907 году определен ректором Якутской духовной семинарии и духовного училища.

В 1910 году назначен смотрителем Архангельского духовного училища.

6 августа 1912 г. хиротонисан во епископа Петровского, викария Саратовской епархии. Хиротонию в Преображенском монастыре г. Саратова совершали епископ Саратовский Алексий (Дородницын), епископ Уральский Тихон (Оболенский), епископ Козловский Григорий (Яцковский) и епископ Вольский Досифей (Протопопов).

16 декабря 1916 г. назначен епископом Кустанайским, викарием Оренбургской епархии.

30 сентября 1919 года назначен епископом Челябинским и Троицким.

Был противником начавшегося обновленчества.

В мае 1923 года был арестован по обвинению в "выступлении против изъятия церковных ценностей", был этапирован в Москву.

Газета "Советская правда" через месяц после ареста епископа выдала серию публикаций по его дискредитации. Обвиняли епископа в воровстве, в необузданной роскоши в то время, когда все вокруг голодают. Газетная истерия подкреплялась сатирическими стишками: "Опустился с прежних высей Дионисий./ Нет, чтоб ближнему помочь - гонит прочь".

Сам епископ в феврале месяце говорил корреспонденту "Советской правды":

"Мы и так, по возможности, помогаем голодающим, говорим в церквях проповеди о пожертвованиях, в деревнях устраиваем помощь нищим, бесприютным, а относительно пожертвования церковных ценностей я скажу: епископ не имеет никакого права распоряжаться ими, ибо они принадлежат исключительно верующим".

Никаких серьезных доказательств вины епископу предъявлено не было. На основании дореволюционных выступлений владыки Дионисия был сделан вывод о том, что он

"являет разительный пример отъявленного черносотенца, который в течение десятков лет, пользуясь своим положением и влиянием, систематически занимался реакционной политической деятельностью".

Обвинение в том, что владыка Дионисий "яро выступал против изъятия церковных ценностей", подкрепляется лишь тем, что епископ якобы в селе Ивановском призывал верующих "сплотиться и дать отпор... самозванной советской власти".

В апреле 1923 г. Челябинским губернским судом был приговорен к расстрелу. Учитывая давность "части совершенных преступлений", суд "проявил гуманность" и заменил расстрел на 7 лет 2 месяца и 14 дней тюрьмы со строгой изоляцией, учитывая почти год тюремного заключения.

После заявления патриарха Тихона (Беллавина) в Верховный суд РСФСР от 16 июня 1923г. с "раскаянием" и просьбой освободить из тюрьмы, власть позволила себе поиграть с церковью в либерализм, освобождая священников из-под стражи (ради этого патриарх и согласился на уступки), и епископ Дионисий был освобожден досрочно в 1925 году.

В 1925 году был прислан в Троицк Оренбургской губернии для исправления ошибок епископа Николая (Амасийского), проводившего политику примирения с обновленцами, который даже по приезде епископа Дионисия публично высказывался за необходимость участия в обновленческом соборе. В результате энергичных трудов епископа Дионисия, разъяснившего верующим недопустимость для православных участия в раскольничьих (в данном случае обновленческих) собраниях, на епархиальном съезде присутствовали всего три священника и два мирянина от православных.

В 1926 году назначен архиепископом Оренбургским и Троицким.

С мая 1928 г. - член Временного Патриаршего Священного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).

29 ноября 1928 г. назначен архиепископом Феодосийский, временно управляющим Таврической епархией. Проживал в Феодосии.

26 июня 1930 г. перемещен на Иркутскую кафедру. Проживал в Иркутске.

2 апреля 1933 г. был арестован, обвинялся по ст. 58-10, -11 УК РСФСР (шпионаж, контрреволюционная борьба). 16 июня был уволен на покой. 22 августа дело было прекращено.

3 сентября 1933 г. назначен архиепископом Минусинским. Проживал в г. Минусинске.

С 16 января [1] 1934 г. - архиепископ Ачинский и Минусинский.

3 мая 1934 г. перемещен на Уфимскую кафедру.

С января 1936 г. - архиепископ Ростовский и Таганрогский. Проживал в г. Батайске близ Ростова-на-Дону.

14 марта 1936 года был арестован в Батайске УНКВД Азово-Черноморского края, 17 июля того же года был приговорен к 3 годам ИТЛ. Срок отбывал в Томской ИТК-2.

25 августа 1937 года был арестован в заключении по распоряжению уполномоченного Томской ИТК-2 УГБ УНКВД Западно-Сибирского края Крысова. Обвинялся в "контрреволюционной деятельности". Проходил по делу П-9813 архива УФСБ по Томской обл. 13 октября того же года был приговорен к расстрелу тройкой при УНКВД СССР по Новосибирской обл.

Расстрелян 25 октября 1937 года в Томске вместе с другими епископами, священниками, монахами - заключенными Томской ИТК-2.

Реабилитирован в августе 1989 г.

Был добрым, отзывчивым, бесхитростным человеком. Из-за своей простоты часто испытывал неприятности. Оставил о себе хорошую память, как заботливого архиерея. Духовенство его уважало.

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.430,450,616,859,971.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.74-75.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.184-185.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.138-139,357.
  • Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. С.70-72.

Использованные материалы



[1]  Основная версия. В БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века, http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...tmY - 3 января, вероятно ввиду смешения календарных стилей.

Редакция текста от: 20.03.2012 04:02:13

"ДИОНИСИЙ (ПРОЗОРОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google