Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОРЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Корецкий Троицкий монастырь.  Фото с сайта arhiv.orthodoxy.org
Корецкий Троицкий монастырь. Фото с сайта arhiv.orthodoxy.org
Женский монастырь во имя Живоначальной Троицы в городе Корце, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Ровенской епархии

Расположен среди живописной природы Волыни над рекой Корчик в городе Корце.

Благовещенский монастырь

Первый игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Варлаам, совершая второе паломничество по святым местам в 1064 году, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель, которая была посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы. При нашествии Батыя в 1242 году монастырь был разрушен.

Успенский монастырь

С прекращением опустошительных набегов монголо-татар Корецкий монастырь начал восстанавливаться. По завершении строительства монастырь принял вид неприступной крепости. Теперь он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

На протяжении XIIIXV столетий монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар, но в 1496 году Корецкая обитель была взята крымским ханом Менгли-Гиреем. В то время Корец пал после двухнедельной осады, и татары истребили жителей от "млада до велика." Сестры вместе с княжеским войском защищали обитель, но когда монастырь был окружен, подожжен и наконец занят татарами, обитель оказалась пустой. Сестры и воины князя Василия Корецкого покинули монастырь, воспользовавшись подземными ходами. Тогда монастырь был разрушен до основания и лишь руины свидетельствовали о существовании священного места.

Воскресенский монастырь

Один из корецких князей, волынский воевода Богуш (Богдан) Федорович, защищая княжество от наполняющих Волынь римо-католиков решил восстановить Корецкий женский монастырь. В 1571 году на руинах древней обители он заложил новый женский монастырь. Противодействие римо-католической польской знати мешало строительству. После смерти Богуша Корецкого в 1576 году, строительство монастыря было продолжено его сыном Иоакимом (Ефимом) и к осени 1579 года работы были закончены. Монастырский собор был освящен в честь Воскресения Христова. Дочь Иоакима София приняла постриг с именем Серафимы и стала первой инокиней и игуменией обители.

После заключения Брестской унии в 1596 году, в течении 20 лет на Волыни были закрыты и изъяты у православных все женские монастыри кроме Корецкого. В духовной борьбе за сохранение Православия Корецкому монастырю помогали протоиерей Лаврентий и Стефан Тустановские. Благодаря их проповеднической и антикатолической деятельности, Корецкий монастырь стал оплотом Православия на Волыни.

Сюда бежали гонимые православные монахини из других обителей. Со временем монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц. Поэтому весной 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако, в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший римо-католицизм, передал новый храм и келейные корпуса францисканцам.

В четверг после дня Святой Троицы 1622 года древние святыни корецких князей - икона Божией Матери "Споручница грешных" и Ее чудотворная плащаница – были торжественно перенесены крестным ходом из замка корецких князей в Воскресенский монастырь. Римо-католики приказали корецкому князю Яну-Карлу вынести эти великие святыни из его домашней молельни, как не католические. Князь отстаивал родные святыни, но, наконец, сдался и предложил своей сестре игумении Серафиме забрать их в монастырь. С тех пор в монастыре в четверг по Пятидесятнице празднуется это событие.

Возвращаясь с Киевского Собора 1628 года в обители три дня прожил преподобный Иов Почаевский.

Униатский базилианский монастырь

К 1740 году Корецкий женский монастырь оставался единственным верным Православию на Волыни. Наконец, униатский епископ Феодосий (Рудницкий) в 1752 году с помощью польского войска ввел в Корецкий монастырь униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини, вместе с игуменией Анной (Олесвянской) были выдворены, а престарелые монахини увезены в единственный остававшийся православным Клинецкий женский скит.

При униатах старый каменный храм и деревянные кельи были заменены каменным двухэтажным корпусом, где устроили новые храм и кельи. Тем временем православные монахини продолжали подвизаться в частных квартирах.

Возвращение монастыря православным

Когда Волынь отошла в состав Российской империи появилась возможность возвращения обители православным. Корицкие православные монахини обратились с прошением к епископу Переяславскому Виктору (Садковкому) возвратить насильно отнятый монастырь. Владыка направил ходатайство в Святейший Синод и правительство после чего, Высочайшим Указом императрицы Екатерины II от 12 апреля 1795, года монастырь был передан православным с оставлением при нем всех принадлежащих ему недвижимых имений.

19 августа 1797 года в городском пожаре были уничтожены храм, келейный корпус и некоторые хозяйственные постройки. В гостинном зале был устроен храм, в котором разместились спасенные во время пожара иконы, хоругви и Царские врата. Сестры более двух лет трудились на восстановлении обители. Восстановленный монастырь был освящен на Светлой седмице 1800 года, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник", епископом Волынским Варлаамом (Шишацким) при многочисленном стечении народа.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь передал из своей казны в помощь русской армии 10 тысяч рублей серебром.

В последующие годы число насельниц в монастыре увеличилось, так что он уже не мог принять новых. Игумения Аполлинария (Князева) 10 июля 1864 года обратилась с прошением к архиепископу Волынскому Антонию (Павлинскому) передать обители развалины бывшего Корецкого монастыря францисканцев. 28 мая 1866 года бывший францисканский монастырь и земельный участок были переданы православной обители. Начались труды по его восстановлению.

В те годы в монастыре действовал школа-приют и монастырское училище. После после инспекторской проверки 1870 года было положено выпускникам выдавать аттестаты на звание домашней учительницы и учительницы для церковно-приходских школ.

Новый Троицкий монастырь

После основательной перестройки и ремонта зданий бывшего францисканского монастыря, 21 сентября 1880 года архиепископ Волынский Димитрий (Муретов) освятил новый храм во имя Пресвятой Троицы и келлии. Он благословил сестрам перейти в новый монастырь, а Воскресенский монастырь - обратить в скит. В Воскресенский монастырь переехали также и школа-приют и монастырское училище.

В 1890 году к монастырскому корпусу пристроили тёплый каменный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В конце века обитель получила несколько икон со Святой Горы Афон - в 1896 году были подарены икона Божией Матери "Скоропослушница" и икона святого Архистратига Божия Михаила, в 1897 году была привезена икона святого великомученика Пантелеимона, на которую возложили серебряную ризу.

В ознаменование XX века игумения Феофания решила построить отдельную каменную колокольню, которая была освящена 21 ноября 1905 года. 20 августа 1909 года в монастыре торжественно встретили специально изготовленный в Почаевской Лавре список Почаевской иконы Божией Матери. Вскоре Корецкому монастырю была пожертвована еще одна икона с Афона - Богородица-Старица.

В гражданской войне и под властью Польши

В период гражданской войны сестры приютили сотни сирот.

По итогам гражданской войны монастырь попал под власть Польши и в последующие годы подвергался попыткам изъятия со стороны римо-католического духовенства. Православные не имели успеха в польских судах, но добились слушания дела в Париже выиграли процесс. Одним из проявлений Божия попечения об обители явилось чудесное видение архиепископу Волынскому Алексию (Громадскому) и его спутникам в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня: они увидели Крест, сияющий в облаках над обителью. 23 июня 1938 года польские римо-католики намеревались отнять монастырь силой. Однако, ангел Божий, по свидетельству самого поручика Адамкевича, поразил его, ехавшего с эскадроном польской конницы для разгона насельниц. Лишь после этого монастырь оставили в покое.

Вторая мировая война и советский период

С первых дней Великой Отечественной войны территория Западной Украины была оккупирована немецкими войсками. Для жителей Корца монастырь служил убежищем. Обитель перечислила на строительство советской танковой колонны имени Димитрия Донского 2,5 тысячи рублей, в фонд обороны передала более 16 тысяч рублей. Монастырь продолжал действовать с переходом под власть СССР.

В 1959-1960 годах, в период массового закрытия монастырей под давлением светской власти, угроза закрытия вновь нависла над Корецким монастырем. Гражданские власти силой захватили келейный двухэтажный корпус, выдвигали невероятные обвинение против настоятельницы. В то время обитель посетили многие православные архиереи. Своими визитами они укрепляли сестер и привлекали к монастырю внимание, чем отняли у власти возможность закрыть обитель "без лишнего шума" и закрытие не состоялось.

После закрытия Зимненского монастыря, Корецкая обитель приняла на хранение чудотворную Зимненскую икону. Под кровом Корецкого монастыря также обрели пристанище 98 сестер из Кременецкого, Дерманского и других закрытых монастырей. Для размещения сестер пришлось перестроить под сестринские келии монастырскую трапезную.

Молитвенный подвиг сестер и мудрое руководство настоятельниц стали залогом спасения от закрытия Корецкого монастыря, единственного на Волыни и одного из девяти монастырей на Украине, остававшихся действующими после середины 1960-х годов. Несмотря на притеснения со стороны светских властей, матушке удалось произвести капитальный ремонт Троицкого собора и колокольни, расписать Предтеченский храм, а также построить хлебню, прачечную, гостиницу и ряд других зданий. Насельницы обители осваивали новые для них церковные искусства, сельскохозяйственную технику. Корецкий монастырь, единственный в Русской Православной Церкви, сохранил золотошвейное искусство во всей его полноте.

В июне 1984 года монастырь был определён ставропигией патриарха Московского и всея Руси.

В поворотный 1988 год тысячелетия Крещения Руси монастырю были возвращены отобранные ранее двухэтажный корпус, сад и огород. В корпусе разместились: музей монастыря, библиотека, медпункт, зубоврачебный кабинет, а также гостинные номера. Первой публикацией, появившейся в советской печати, в которой был показан в позитивном ключе монастырский быт, была статья в журнале «Работница», посвященная Корецкому монастырю. В 1990 году обители было возвращено здание монастырской школы и сиротского приюта, в котором после ремонта открыли воскресную школу.

Новейший период

В 1992 году обители была передана часть монастырской земли - 15 гектаров пашни, где сестры стали выращивать овощи и рожь.

В том же году Волынь захлестнули раскольнические движения, среди которых обитель снова стала маяком верности канонической Православной Церкви.

В 1994 году обители был возвращен отнятый в послевоенное время комплекс сооружений древнего Воскресенского монастыря. За годы пребывания в государственном распоряжении он был доведен до состояния развалин, а пожар 1990 года усугубил разорение. Получив его в свое ведение, сестры начали восстанавливать древнюю обитель.

Новостройкой 1997-1998 года стал молокозавод, который обеспечил потребы пищеблока и улучшил финансовое состояние монастыря.

К концу 1990-х годов сестры собственными силами ремонтировали храмы, золотили купола, киоты и иконостасы. При обители действовала воскресная школа для детей и регентско-катехизаторское училище. Хозяйство монастыря содержалось в образцовом порядке: каждый клочок земли был обработан, монастырь утопал в зелени садов и был обильно украшен цветами.

Храм

Свято-Троицкий собор имеет престолы во имя Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского.

Святыни

В Троицком соборе находятся:

Недалеко от обители находится монастырское кладбище.

Статистика

  • 1864 - 55 насельниц [1]
  • ок. 1960 - 206 насельниц [1]
  • 1970-е - 147 насельниц [1]
  • 1998 - 90 монахинь, из них пять схимниц [1]

Настоятельницы

Использованные материалы

  • "Две настоятельницы", страница официального сайта Украинской Православной Церкви:
  • Свистун В. О. Корецкий во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия, т. 37, с. 716-722 (материал использован частично):



[1]  Свято-Воскресенский Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, издательство "Лето," 1998, http://p-blagovest.narod.ru/Pilgrimage/Korecky.htm

[2]  Информация в документах, где упоминаются сестры Ярмолинские, как игумении Луцкого, и Корецкого и Клинецкого монастырей, местами взаимоисключающая. См. Горін С. М. Волинські монастирі під патронатом князів Корецьких (до середини XVII ст.) // Наукові записки Національного університету «Києво-Могилянська академія». Історичні науки. - 2010. - Т. 104. - с. 9-13: http://ekmair.ukma.edu.ua/bitstream/handle/123456789/3822/Ho...pdf

Редакция текста от: 08.11.2021 19:39:30

"КОРЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google