ИОСИФ (ДЬЯКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иосиф, патриарх Московский и все Руси (1642-1652)
Иосиф, патриарх Московский и все Руси (1642-1652)
Иосиф (Дьяков) (+ 1652), пятый патриарх Московский и всея Руси.

Родился в г. Владимире-на-Клязьме.

С 1639 г. - архимандрит Симонова монастыря.

27 марта 1642 г. поставлен патриархом Московским и всея Руси.

Избирался он несколько своеобразно. Царь Михаил Федорович сам написал для избрания в патриарха 6 имен (в числе их был и Иосиф), запечатал записочки царской печатью и отправил их на собор. Святители взяли сначала 3 жребия и вложили их в панагию, которую носили прежние патриархи, положили панагию перед образом Владимирской иконы Божией Матери и после молебна вынули один из трех жребиев. Также поступили и с другими тремя жребиями. И снова вытащили один. В третий раз в панагию вложили вытащенные 2 жребия, снова отслужили молебен, вытащили один жребий и, не распечатывая, отправили его царю. Царь распечатал жребий в присутствии своего синклита и избранным оказался Иосиф.

Патриарх Иосиф пользовался глубоким уважением царя Алексея Михайловича. Но он (Иосиф) занял патриарший престол уже в старости и по слабости сил не мог быть таким советником молодому царю, какими были до него патриарх Филарет (Романов), а после него патриарх Никон. Ему было нелегко справляться и с чисто церковными делами.

Он заботился о благоустройстве церквей и о благолепии церковной службы. На освящении церкви во имя св. пророка Илии в Ярославле в 1650 г. патриарх принес в дар новой церкви частичку Ризы Господней.

В 1646 г. разослал Наказ, замечательный по яркой обрисовке тогдашнего церковного быта и уклонений от установленного строя церковной жизни в России.

Принимал меры к насаждению школьного образования в Москве, было основано Ртищевское училище и выписаны ученые из Киева.

При патр. Иосифе было напечатано много церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (в числе 38 названий, каждое несколькими изданиями, иные до восьми) и начато благое дело сличения их с греческим текстом. Для осуществления этого намерения в 1649 г. были вызваны из Киева ученые монахи Арсений и Епифаний, которым патриарх в качестве помощников поручил протопопов Аввакума и Иоанна Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева, попов Лазаря и Никиту Пустосвята и других. Однако последние не во всем слушались ученых монахов и по своему невежеству и упорной приверженности к мнимой старине не только не исправляли ошибок, но и внесли в книги некоторые раскольничьи мнения: о двуперстии крестного знамения, о сугубой аллилуйе и т. д., а также много своевольных изменений и дополнений. При последовавшем вскоре за тем образовании раскола старообрядчества эти книги послужили для него главной и, для того времени, сильной опорой. В то же время для изучения на месте обрядовой стороны греческого богослужения был послан в Грецию ученый монах Арсений (Суханов), при преемнике Иосифа он возвратился, с массою книжных сокровищ.

Патриарх Иосиф. Конец XIX в. Неизвестный   художник. Чернила, карандаш, акварель, золото. 22,7x17,3
Патриарх Иосиф. Конец XIX в. Неизвестный художник. Чернила, карандаш, акварель, золото. 22,7x17,3
При нем было упразднено "многоголосие клира", т. е. привившийся в то время вредный обычай одновременно совершать в разных местах храма различные части богослужения. Например, в одном месте читалось шестопсалмие, в другом - кафизмы, в третьем - канон или пелись какие-либо стихиры. Впрочем инициатором этого дела был митрополит Новгородский Никон, который в последние годы жизни патр. Иосифа пользовался большим влиянием в Москве и управлял всеми церковными делами. Слабый же патриарх беспокоился только о том, как бы его не сместили с патриаршества, этого он очень боялся.

При патриархе Иосифе было издано «Уложение» царя Алексея Михайловича, значительно подрывавшее значение в государстве церковной иерархии вообще и патриарха в частности. Патриарх сидел во время составления «Уложения» в царской думе и на земском соборе и не протестовал. Учреждением монастырского приказа были уничтожены судебные привилегии духовенства, а следовательно, умалена власть патриарха.

При патр. Иосифе были открыты мощи преп. Саввы Звенигородского, преп. Александра Свирского и св. кн. Георгия Всеволодовича. При нем же, по мысли митр. Никона и соборному определению были перенесены в Московский Успенский собор останки святителей, пострадавших за веру и отечество, патриарха Иова из Старицы, св. патриарха Гермогена из Чудова монастыря и св. митр. Филиппа с Соловецкого острова. Во время встречи тела патр. Иова престарелый святитель сказал царю: "Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять, и после смерти слава".

Вскоре после этого он заболел и 15 апреля 1652 г. скончался, не дождавшись прибытия мощей св. Филиппа. Погребен в Московском Успенском соборе.

Темное пятно на памяти патриарха Иосифа - корыстолюбие, причем не обходилось без несправедливого обременения священников патриаршей области. После его смерти осталась большая сумма наличных денег, которые он собирал, желая купить себе земельное владение. Завещания патр. Иосиф не оставил, и все его накопления по указанию царя были розданы в основном на монастыри, церкви, кафедры.

Труды

  • Поучение к духовенству, изданное при вступлении на патриарший престол.
  • Наказ по поводу разных настроений в церковной жизни (1646 г.).

Литература

  • М. Макарий И. Р. Ц., т.XI, с. 95-179.
  • Филарет, архиеп. И. Р. Ц., пер. IV, с. 17, 42, 192-195, 216, 224, 240.
  • Соловьев С. М. История России, кн. II, с. 1274, 1275, 1277, 1278, 1279, 1553-1557; кн. III, с. 201, 202, 207.
  • Мансветов Как правились на Руси церковные книги.
  • Белокуров Арсений Суханов.
  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 44, 511, 516, 519, 527, 528.
  • Боголюбский, прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 21-24.
  • Ф. В. Четыркин Жизнеописание патр. москов. СПб, 1893, с. 42, 43, 47.
  • Строев П., с. 6, 151.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Булгаков, с. 1405.
  • Денисов, с. 74, 95, 106.
  • Ратшин, с. 99.
  • Летопись Е. А., с. 653, 654.
  • Сборн. для любит. дух. чтен. М., 1888, с. 304.
  • Всероссийский календарь. СПб, истор. отдел., 1917, с. 87.
  • М. Нкр., т. I, с. 515.
  • Прав. собес., 1874, июнь, с. 50.
  • Истор. вестн., 1882, май, с. 365, 1884, июнь, с. 680, 1888, июнь, с. 701-704, 1890, июль, с. 204, 1904, февраль, с. 688.
  • Рус. старина, 1876, июнь, с. 384, 1879, апрель, с. 734.
  • Ж. М. П., 1944, № 9, с. 14, 1945, № 3, с. 66-69, 1948, № 3, с. 6, 1954, № 4, с. 11.
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 6 (Скворцов Н. Московский Кремль), 1901, кн. 1-я, № 2, с. 219, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 421, 422.
  • БЭЛ, т. VII, с. 442-445.
  • ЭС, т. XIII-а (кн. 26), с. 758.
  • РБС, т. VIII, с. 346-348.
  • Н. Д., с. 11.
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.

Использованные материалы

Редакция текста от: 10.12.2011 19:40:52

"ИОСИФ (ДЬЯКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google