ДЕСЯТОСЛОВИЕ

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Десятословие (калька с греч.: δέκα λόγοι) или Десять заповедей Закона Божия - десять основных нравственно-юридических повелений Бога Своему народу. Азы установленной Богом духовной и общественной жизни, которые легли в основу Моисеева Закона и сохраняют силу в Христианской Церкви.

На пятидесятый день от Пасхи Господь Бог говорил заповеди "всему собранию" израильтян, на горе Синай, "из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно" (Втор. 5, 22). Хотя весь народ был свидетелем явления Божия, Господь призвал к себе на гору пророка Моисея, чтобы тот пересказал народу слова Господни. Сам Господь также начертал "Десять слов" на двух каменных Скрижалях Завета и передал их Моисею. После того, как Моисей, в гневе на неверность народа, разбил эти скрижали, Бог снова призвал его и повторно надписал новые скрижали. Дарование и принятие Десяти заповедей - ключевое событие в поставлении завета, по которому человечество было призвано жить вплоть до пришествия Иисуса Христа. В память Синайского законодательства Моисей установил праздник Пятидесятницы.

Обстоятельства при которых Бог преподал людям Десять заповедей и другие законы подробно описаны в книгах Исход и Второзаконие. Перечень Десяти заповедей приводится в Священном Писании дважды, с малыми отличиями - в Исх. 20, 2-17 и Втор. 5, 7-21. Ниже заповеди приводятся согласно первому списку.

По своему содержанию, заповеди обнимают собой всю жизнь человека, в его отношении к Богу (первые четыре заповеди) и к ближнему (остальные шесть). Некоторые толкователи именно в этой двойственности видят причину написания заповедей на двух скрижалях. Господь Иисус Христос также разъяснил содержание Десяти заповедей сведя их к двум величайшим: о любви к Богу и о любви к ближнему. По слову Его:

"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя." (Мф. 22, 37-39)

Указав высший смысл Десяти заповедей, Господь Иисус Христос не упразднил, а углубил их значение. Соблюдение Десяти заповедей Божиих является необходимым для исполнения Христовых заповедей о любви к Богу и ближнему.

Толкование

1 Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.1 Аз есмь Господь Бог твой... да не будут тебе бози инии разве Мене.

Бог не желает на первенства среди неких богов, т.к. Он - вообще единственный истинный Бог. Бога должно любить больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но только как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников перед Ним.

2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...2 Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель...

Бог вечности и Творец вселенной не может быть ограничен рукотворным изделием. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Кумиры или идолы не могут удовлетворить наши нужды. Хотя Бог стал изобразим явившись во плоти и явив Собой Образ Божий, рукотворные образа (иконы) нельзя обожествлять. За поклонение идолам как "богам" грозит тяжёлое возмездие.

3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.3 Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющяго имя Его всуе.

Запрещены не только ложные клятвы и слова, которыми люди "божатся," но также небрежное и легкомысленное произнесение имя Господа, не соединённое с мыслью о Его величии и святости. Нельзя также и называться "христианином," по наименованию Бога Слова, и в то же время не стараться прекратить поступать противно Христу. Суетное произнесение имени Божия не остаётся безнаказанным.

4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.4 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь... зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый и освяти его.

В течении шести дней необходимо трудиться и заботиться обо всём, что нужно для земной жизни. Но седьмой день, день отдыха, является Божиим установлением со времени сотворения мира. До Воскресения Христова этот день отмечался в субботу, после - в воскресенье. Дни Божиих праздников нужно посвящать Богу в память о Его делах.

5 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.5 Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой дает тебе.

В почтении к родителям заключены покорность и послушание им, уважение и нежность к ним, забота о них и помощь им в преклонные годы. То же отношение распространяется и на прочих родственников, старших, благодетелей, наставников и начальников. За верность заповеди почтения родителей Бог дарует награду.

6 Не убивай.6 Не убий.

Бог есть единственный источник жизни, которая есть великое благо. Он же определяет пределы жизни сообразно Своему Промыслу. Убить, т.е. отнять жизнь у себя или у ближнего - значит вмешаться в план Божий, попытаться встать на место Бога. Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства, а также заведомо нездоровый образ жизни — являются также родом убийства.

7 Не прелюбодействуй.7 Не прелюбы сотвори.

Брачный союз — изначальное установление Творца в котором обе половины навсегда отдают друг другу всего себя. Через такое целомудренное сочетание род людской обретает счастье, возвышается и размножается. Отступление от такого образа жизни ввергает в необузданность и излишество, разрушает связи скрепляющие как каждого человека в частности так и всё человеческое общество в целом.

8 Не кради.8 Не укради.

Кража всякого рода: похищение людей, работорговля, захватнические войны; воровство и грабёж; мошенничество в торговле; подлог в расчёте с должниками и работниками; халатность - иными словами всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья является преступлением.

9 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.9 Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна.

Нужно всегда держать своё слово честно. Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное впечатление, или даже описание подлинных событий вводящих в заблуждение - является ложью. Запрещена всякая попытка опорочить доброе имя человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями.

10 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего.10 Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего... ни всего, елика суть ближняго твоего.

Нужно довольствоваться тем, что имеешь. Желание присвоить собственность соседа - это первый и самый страшный шаг к преступлению, ибо все злые поступки коренятся в мыслях и желаниях. Завистливый человек никогда не сможет обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Вместо этого он превращается в раба своих желаний и угрозу для ближних.

Использованные материалы

Редакция текста от: 04.12.2011 21:37:56

"ДЕСЯТОСЛОВИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google