ЛЬВОВСКИЙ ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Львовский Григорий Фёдорович (1830-1894), выдающийся регент и духовный композитор.

Родился неподалеку от Кишинёва в 1830 году, в семье церковного псаломщика Фёдора Львовского. Находясь постоянно в храме, в буквальном смысле “с пеленок” осваивал юный Григорий церковное чтение и пение. Естественным было получение духовного образования и, со временем, места отца.

Однако, во время обучения в Кишинёвской духовной семинарии становятся очевидными незаурядные музыкальные способности Львовского, и по окончании семинарского курса он едет не домой, а в Санкт-Петербург, где успешно поступает в Придворную певческую капеллу, директором которой был тогда А. Ф. Львов.

Закончив обучение в капелле и получив диплом регента, Львовский возвращается на родину, и ему сразу предлагают место регента архиерейского хора в Кишинёве. Но в этой должности он проработал меньше двух лет. В Петербурге не забыли талантливого юношу и когда потребовался регент в Александо-Невскую лавру, по рекомендации Львова он был вызван обратно в столицу.

Спустя два года двадцатисемилетнего Львовского ждало еще одно, на сей раз уже окончательное, повышение — он становится регентом Петербургского митрополичьего хора и ему поручено заведовать хором Исаакиевского собора. В этом качестве Григорий Львовский прослужил 35 лет, выйдя в отставку по состоянию здоровья лишь за год до смерти. Скончался он 5 октября 1894 года.

Большой талант в сочетании с огромным практическим опытом регента позволили Львовскому стать одним из лучших церковных композиторов своего времени. В своих переложениях он старался в точности сохранить подлинную мелодию древних напевов, не меняя ее оригинального ритма. Помещая обыкновенно древний напев в верхнем голосе, он сохраняет его в неприкосновенности и не затеняет остальными голосами, имеющими, однако, свою физиономию и движущимися свободно. Несмотря на простоту и умеренность в диссонирующих сочетаниях, гармония его песнопений разнообразна и интересна, а их музыкальное содержание близко отвечает церковным текстам. В этом он был последователем идей Львова, изложенных в его работе О свободном, или несимметричном ритме. О своем подходе к гармонизации распевов сам Львовский писал так:

Наши гласовые и другие древние церковные песнопения имеют в своем основании не общемузыкальные гаммы (мажорные и минорные), а древние греческие лады, или древние тональности; гармонизация этих мелодий по общемузыкальным правилам хотя и возможна, но при соблюдении означенных правил мелодия по необходимости должна терпеть изменения и терять свой естественный характер, - почему и гармоническое сопровождение древних песнопений, ввиду желания сохранить их в целости и неприкосновенности, по моему крайнему разумению, должно совершаться при иных условиях. Знакомство с древними тональностями заставило меня часто и подолгу вдумываться в свойство и характер наших церковных песнопений и навело меня на мысль применить к их гармонизации правила строгого стиля.

Оригинальные сочинения Львовского несколько свободнее, но и в них видно, что главная цель автора – прежде всего передать содержание молитвенного текста в соответствующей форме. Во многих случаях (как, например, в знаменитом «Ныне силы») ему это несомненно удавалось. Издано свыше 50 его сочинений и переложений древнерусского, греческого, болгарского и греко-славянского распевов. Выделяются четыре «херувимских», «Степенны шестого гласа» и «Подобны восьми гласов». Многие из его произведений и обработок заслуженно стали классикой церковного пения в одном ряду с Бортнянским и Львовым.

Литература

  • статьи М. Лисицына:
    • Русская Музыкальная Газета, 1895.
    • Духовный Вестник, 1898.
  • статьи К. Нелидова:
    • Русская Музыкальная Газета, 1899.

Использованные материалы

Редакция текста от: 15.06.2007 07:19:28

"ЛЬВОВСКИЙ ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google