КАМЕНЬ ВЕРЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

"Камень веры, православным церкве святыя сыном — на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна — на востание и исправление", обширное сочинение митрополита Стефана (Яворского) (+ 1722) против лютеран.

Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству, и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства автор берет из Св. Писания, соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, автор обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, митрополит Стефан проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски.

Работа над книгой была начата в 1713 году, во время процесса по делу Тверитинова и других, увлекшихся лютеранством, и является также скрытой полемикой с царем Петром I, благоволившим к протестантам. Окончена книга в 1718 г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только при Петре II в 1728 г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта (Лопатинского) и под его наблюдением.

Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против митр. Стефана.

Вступление на престол Анны Иоанновны в 1730 г. и повторное возвышение Феофана (Прокоповича) привело к репрессиям против неугодного Феофану духовенства и новому временному запрещению книги. Так, в 1731 г. архим. Платон (Малиновский) был арестован и предан суду за книгу "Камень веры" и как противник Прокоповича.

В "Камне веры" автор выставил догматическую систему православной веры. Другую систему дал Феофан (Прокопович).

"Первая из них, — говорит Ю. Самарин, — заимствована у католиков, вторая — у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; следовательно, лежащее в основании обеих понятие о церковной системе церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее".

Литература

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Стефан Яворский

Редакция текста от: 04.07.2016 15:02:43

"КАМЕНЬ ВЕРЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google