ДИДИМ СЛЕПЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дидим Слепец (ок. 313 - 398), богослов, экзегет.

Родился около 313 года, предположительно, в Александрии.

Ослеп, когда ему было 4 года, но это не помешало ему пройти обычный круг наук с таким успехом, что уже в молодые годы ему было поручено руководство Александрийской школой (вероятно, Афанасием Великим).

Жил за городом, ведя аскетическое существование.

Пользовался большой известностью среди своих современников, которых поражала его начитанность и память. Его неоднократно посещали Антоний Великий и Палладий. Его учениками были блж. Иероним Стридонский, Амвросий Александриец и Руфин Аквилейский.

Разносторонними, но не глубокими были его познания в общих науках. Мало увлекался философией, злоупотребление ею считал корнем ересей. Из философов высоко чтил Платона, но к неоплатонизму относился сурово.

Был прежде всего экзегетом.

Разделял многие мнения Оригена: вечность творения мира, сравнительная плотность эфирных тел ангелов, в зависимости от степени их удаления от Бога. Возможно, что ему не чуждо было учение о предсуществовании человеческой души, но при этом отрицается переселение душ. Обвинялся в апокатастасисе.

В учении о Святой Троице был под влиянием каппадокийцев и особенно близок к Григорию Богослову.

Скончался около 398 года.

На V Вселенском Соборе, его эсхатология была предана анафеме, - остается неясным, был ли анафематствован сам Дидим.

Труды

Дидим написал много произведений, по словам блж. Иеронима, "одно лишь перечисление которых составит целую книгу".

Богословие

  • Против Ария и Савеллия, не позже 358 г.
  • Слово о Святом Духе, ок. 381 г.
  • Против Евномия (4 и 5 книги)
  • Против Манихеев (сохранилось 18 глав)
  • Книга о смерти маленьких детей, ок. 386 г.
  • Против Ариан (в 2-х книгах), ок. 392 г.
  • О началах (утеряна)
  • К философам (сохранились лишь незначительные отрывки в «Священных Параллелях» св. Иоанна Дамаскина)
  • О бесплотном (то же)
  • О душе (то же)
  • О Троице (в 3-х книгах)

"В книге Дидима о Троице, - пишет Г.В. Флоровский,- чувствуется непосредственность и яркость созерцания, молитвенная твердость. Это — один из самых ярких памятников Троического богословия".

Экзегетика

  • На Бытие (сохранились небольшие отрывки)
  • На Исход (то же)
  • На 2 Самуила, XXII (то же)
  • Схолия на Бытие 2:27
  • Отрывок на 3 кн. Царств
  • Отрывки из толкований на книгу Иова
  • Отрывки на толкования псалмов
  • Отрывки на толкование книги Притч
  • Отрывки на Песнь песней
  • Отрывки на Екклезиаст
  • Толкование на главы XL-LX, пророка Исаии (сохранились отрывки)
  • Толкование на прор. Осию
  • Толкование на прор. Захарию
  • Отрывок на прор. Иеремию
  • Две схолии на прор. Даниила
  • Толкование на ев. Матфея» (потеряно)
  • Толкование на ев. Иоанна» (сохранились отрывки)
  • Схолии на 1 посл. к Коринфянам (сохранились частично в латинском переводе блж. Иеронима)
  • Толкование на послание к Галатам (потеряно)
  • Краткие толкования на послание к Ефесянам (потеряно)
  • Отрывки на толкование Деяний
  • Отрывок на толкование послания к Римлянам
  • Отрывок на толкование послания к Евреям
  • Отрывки на толкование послания второго к Коринфянам
  • Толкования на соборные послания (сохранились отрывки)

Литература

Использованные материалы

Редакция текста от: 30.03.2012 18:55:03

"ДИДИМ СЛЕПЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google