СТЕФАН ВЫСОКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Св. деспот Стефан Лазаревич
Св. деспот Стефан Лазаревич
Стефан Лазаревич, Высокий (ок. 1377 - 1427), деспот Сербский, святой блаженный.

Память 19 июля

Родился около 1377 года старшим сыном благоверных государей Сербских, великомученика Лазаря и святой Милицы.

После того, как его отец пал в Косовской битве, в 1389 году стал князем Сербским. В это время он вынужденно признал себя вассалом турецкого султана, но пытался укрепить центральную власть и объединить сербские земли.

Стремясь к освобождению от турецкой зависимости, заключил союз с королём Венгрии, от которого добился уступки Белграда ценой фактического признания венгерского протектората над Сербией. Стефан сделал Белград столицей своей державы.

С 1402 года обрёл независимость от турок и стал титуловаться деспотом. С 1426 года власть Стефана ширится и на Мукачевскую доминию, где покровительствует христианству [1].

Умел поддерживать благоприятные отношения как с турками так и с венграми, показав себя искусным дипломатом и воином. Ему удалось уберечь страну от разрушений, и даже расширить территории своих владений до Савы и Дуная и Адриатического моря. Он также развил экономику, особенно добычу руды; при нём развернулось книгописание. Святой деспот показал себя усердным храмоздателем - им были построены монастыри Манасия, Руденица, Копорин, Велудже; церковь в Белграде. Стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников, тратя казну на помощь нуждающимся.

Чтил память своего святого родителя и сербских воинов павших в Косовской битве.

Мирно скончался 19 июля 1427 года.

Почитание

Житие свтого деспота было написано его современником, Константином Философом, после чудесного видения бывшего ему: сам Стефан явился и наказал Константину написать это житие. В писаниях составленных вскоре после кончины деспота он уже именуется святым; называется "блаженным и святым" в сербском родослове написанном около 1597 года и в другом, составленном во второй половине XVII века. В конце XVI века сербские монахи в переписке папой Климентом VIII указывали что "святое деспотово тело" находилось в Раваницком монастыре. Известны многочисленные изображения святого Стефана в старой серской церковной росписи, где он представлен с нимбом и подписью "святой царь."

С XV века почитание святого Стефана также распространилось на Русь, где в богослужебных рукописях он указан святым [2]. С XVII века он упомянут среди святых и в некоторых чешских месяцесловах. Некоторые исследователи искусства даже полагают, что его скульптура помещена среди венгерских правителей в римо-католическом монастыре Пресвятой Богородицы на Птуйской Горе.

Митрополит Белградский Димитрий, будучи серьезным церковным историком, предложил Архиерейским Соборам королевства Сербского 1907 и 1912 годов соборно внести имя деспота Стефана Лазаревича в диптих святых. Как главные основания для это в то время были указаны его вклад в возведение новых церквей и в развитие книжности. Однако, вопрос не был решен из-за нагрянувших Балканских, а затем Первой мировой войн. Лишь на внеочередном Архиерейском Соборе в Печи 26-27 августа 1924 года вопрос был снова поднят патриархом Сербским Димитрием. На Соборе не было достигнуто единогласие: были голоса о создании комиссии, ряд архиереев - митрополит Скопийский Варнава (Росич), епископы Битольский Иосиф (Цвийович), Темишварский Георгий (Летич), Вршацкий Иларион (Радонич), Рашско-Призренский Михаил (Шиляк), Жичский Ефрем (Бойович) и Бачский Ириней (Чирич) - высказались за трезвенный и осторожный подход. Наконец, патриарх Димитрий на бдении 19 июля 1927 года провозгласил деспота Стефана святым, предложив Собору внести его имя в диптих святых. Тогда же патриарх написал службу для него.

Литература

  • Константин Философ, Житије и подвизи увек спомињанога, славнога, благочестивога господина деспота Стефана, написано по заповести и захтеву најсветијег патријарха све српске земље Кир Никона и дворских начелиника и виђањем трисветога јављања, док је сам деспот Стефан тражио да ово буде.

Использованные материалы



[1]  Василий (Пронин), архим., История Православной Церкви на Закарпатье, - Издательство "Добротолюбие", 2005. - Свято-Николаевский Мукачевский монастырь, 2005. 141 с.

[2]  См. № 686 Троице-Сергиевой Лавры; № 307 Волоколамского монастыря; № 47 Почаевской Лавры.

Редакция текста от: 01.06.2015 13:00:02

"СТЕФАН ВЫСОКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google