Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БИЗЮКОВ ГРИГОРЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Бизюков Григорьевский монастырь. Фотография с сайта new-time.ks.ua
Бизюков Григорьевский монастырь. Фотография с сайта new-time.ks.ua
Бизюков мужской монастырь во имя священномученика Григория, просветителя Армении, в Пропасной балке Новокаховской епархии

Основан в 1782 году настоятелем Молченской Софрониевой пустыни учеником прп. Паисия Величковского прп. Феодосием (Масловым) при содействии князя Г. А. Потёмкина.

Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский:

«Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена – ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». …Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойников и воров, а главное - запорожских шаек, не желавших подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».

На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» – бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом.

23 мая 1782 года указом Новороссийской губернской канцелярии Молченской пустыни было выделено 3245 десятин земли в Пропасной балке, близ крепости Кызыкермен (ныне г. Берислав), на берегу Днепра. Здесь игум. Феодосий создал подворье Софрониевой пустыни: были построены кельи, часовня, в 1783 года освящен деревянный храм во имя сщмч. Григория, просветителя Армении (небесного покровителя кн. Потёмкина). Вероятно, вскоре насельники устроили в скале над Днепром пещерный скит с церковью во имя св. Иоанна Предтечи. После посещения в 1787 года обители имп. Екатериной II Екатеринославское наместническое правление передало пустыни 20.718 дес. земли на р. Ингулец.

Указом Синода от 23 сентября 1792 года подворье с именованием «Ново-Григорьевская Бизюкова пустынь» было приписано к Софрониевой пустыни.

После кончины архим. Феодосия в 1802 году Екатеринославская епархия, не имевшая ни одного штатного монастыря, ходатайствовала перед Святейшим Синодом о придании Новогригориевской пустыни статуса монастыря. 4 декабря 1803 года постановлением Синода в подворье были переведены насельники упраздненного Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря Смоленской епархии, новая обитель была отнесена ко 2-му классу, управлялась управлялся архимандритами, которые в 1811-1848 годах были ректорами Екатеринославской духовной семинарии [1], с 1863 года - Таврическими архиереями.

В XIX веке в монастыре были построены каменный собор во имя сщмч. Григория, церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1822) и Вознесения Господня (1886-1893), домовая церковь во имя Трех русских святителей в архиерейской летней резиденции, колокольни, трехэтажный братский корпус на 76 келий, каменная ограда с башнями. Монастырь считался одним из богатейших на юге России.

С 1913 года при монастыре работали пастырско-миссионерские курсы, в 1914 году преобразованные в пастырско-миссионерскую семинарию.

25 июля-5 августа 1917 года в монастыре прошёл V Всероссийский миссионерский съезд.

При обители существовали богадельня, странноприимный дом с бесплатным питанием и ночлегом, школа, больница с хирургическим отделением, винный и кирпичный заводы, гончарные мастерские, кузницы, мельницы, маслобойни, пристани, небольшая электростанция. Годовой бюджет монастыря составлял от 500 до 800 тыс. р. В годы первой мировой войны кроме молитвенной и материальной помощи русской армии монастырь отправлял на фронт иеромонахов, обученных санитарному делу; в обители был оборудован лазарет для раненых. К 1917 г. в монастыре жили 1800 насельников.

В монастыре находилась чудотворная Касперовская икона Божией Матери, хранились пожертвованные митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым) серебряный ковчег с частицей Креста Господня и мощами святых, золотой крест с частицей мощей сщмч. Григория, серебряный крест с частицами мощей святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, серебряный крест с частицами мощей Киево-Печерских святых.

Советский период

После революции действующим остался только Покровский храм.

В феврале 1919 года в село ворвалась банда махновцев, воевавших тогда на стороне большевиков. Как раз в тот момент в Покровском соборе проходило общее богослужение. Схватив священников и нескольких служителей из братии, они поместили их в «запорожский» монастырский винный погреб и потребовали золото. Но, не получив ничего, изрубили пленников шашками. Других выводили на лед Днепра к проруби. Братия монастыря, оказавшаяся в руках озверевших бандитов, без сопротивления, перекрестившись, шла под лед. Были и расстрелянные, и число всех жертв остается тайной.

В конце 1921 года монастырь был закрыт.

3 мая 1922 года монастырь посетила комиссия по изъятию церковных ценностей, отобрав при этом митру архимандрита с серебром и жемчугами и другие вещи – общим весом 1 пуд 38 фунтов 62 золотника. 15 июня власть закрыла и Покровский храм. 21 января 1923 года постановлением заседания Губликвидкома было отклонено прошение прихожан об открытии храма.

О состоянии монастырских храмов в то время свидетельствует Юрий Дольд (будущий советский писатель Дольд-Михайлик):

"Использую свободное время, чтобы заглянуть в бывшие монастырские церкви. Их три. Одна старая запорожская и две новые. В запорожской еще до сих пор сохранились старые рукописные иконы, но вся она стоит запущенная и грязная. Но наибольшее впечатление производит вторая церковь. Художественная ее ценность чрезвычайно велика. Все стены и простенки заполнены картинами работы итальянских художников. Привлекает внимание огромная картина у самого входа – нагорная проповедь. Исполнение этой картины прекрасное. Между прочим, автор ее, итальянский художник, погиб в этой же церкви. Рисуя картину, он так увлекся, что забыл о том, что стоит не на полу, а на лесах. Он отступил назад, чтобы осмотреть результаты своей работы. Упал – и разбился насмерть. Вообще, художественная ценность картин этой церкви очень велика. Следует отдать должное нашему отделу культуры, что бережет он ее чрезвычайно… плохо".

Имущество обители перешло к совхозу «Червоный Маяк», на месте уничтоженного Вознесенского собора была устроена танцплощадка, в зимнем соборе - клуб, в Покровском храме - спортивный зал, были разрушены несколько колоколен, на одной из которых находились уникальные солнечные часы. В 1929 году на «индустриализацию» страны сдаются колокола.

На волне новых гонений в 1967 году был разрушен Вознесенский собор. От него остаются только три великолепные арки, на одной из которых, алтарной, каждый год аисты вьют гнездо. Вскоре сносят две из них. Третью не смогли свалить, как ни старались. Зацепив стальным тросом, тянули ее тремя тракторами, подрывали фундамент и закладывали взрывчатку – все бесполезно.

В 1969 году бульдозерами срезается монастырское кладбище. Сносятся и рушатся старые каменные кресты и надгробья, отверзаются святые могилы. Старожилы свидетельствовали, как открывались взору из поруганных захоронений нетленные мощи святых угодников. Нетленными оказывались и их облачения с деревянными нательными крестами. Все увозилось в неизвестном направлении. Оставшиеся кости складывали в ящики и зарывали за селом.

Из монастырских построек сохранились:

  • Пещерные кельи (XVIII в.). Выдолблены в толще береговой скалы.
  • Стены с башнями (1817 г.). Построены на средства, собранные на Кубани у черноморских казаков.
  • Братский корпус (нач. ХХ в.). Построенный в псевдорусском стиле.
  • Просфорня и пекарня (XIX в.) . Построенные в стиле классицизма. Первобытный декор фасада потерян
  • Руины Вознесенского собора (1894 г.). Сохранились цокольная часть и алтарная арка.
  • Архиерейские палаты (1895 - 1902г.). Псевдорусский стиль. Сначала имели деревянный мезонин. Кровля потеряна.
  • Трапезная (нач. ХХ в.). Псевдорусский стиль. Первобытный декор сохранился лишь на южном фасаде.
  • Зимний Покровский собор (1895 - 1902г.). Псевдорусский стиль. Имел два престола: Покровы Пресвятой Богородицы и Трех Русских Святителей. Первобытное завершение потеряно.

Возрождение монастыря

В начале 1991 года один из храмов обители был открыт как приходской, в конце того же года по благословению митр. Леонтия (Гудимова) при храме возник женский монастырь, в декабре 1992 года преобразованный в мужской (что было утверждено решением Священного Синода от 14 мая 1996).

К 2003 года воссозданной обители передана часть монастырских построек, богослужения совершаются в отремонтированном Покровском храме.

К январю 2003 года в монастыре жили 6 человек братии.

При монастыре действуют миссионерские курсы.

Пещеры и подземные ходы

Бизюковский Григорьевский монастырь на дореволюционной открытке
Бизюковский Григорьевский монастырь на дореволюционной открытке
Монастырь расположен на холмах, благодаря чему местность прозвали "Таврийским Афоном". Вглубь высоких покатых склонов и обрывистых берегов уходили подземные ходы и пещеры, тянувшиеся на десятки километров. Кем и когда они вырыты, точно не известно. Есть только предположения, что оставлены они с той поры, когда земли эти нещадно топтали дикие и жестокие кочевники, не оставляя ничего живого на своем пути. В более поздние времена ходами пользовались запорожцы и ищущие уединения христиане.

И по сей день по обрывистым берегам, покрытым диким кустарником шиповника и боярышника, скрываются узкие тропки, ведущие к пещерам монахов и отшельников. Одна из таких вырубленных в отвесной известняковой скале пещер – место постоянного посещения паломниками. Здесь сохранилась и небольшая пещерная церковь. Чтобы попасть в нее, необходимо взять в монастыре специальную металлическую лестницу и получить благословение настоятеля.

После строительства плотины для Каховской ГЭС, обширных вырубок плавней вдоль Днепра и затопления прилегающих земель в с. Красный Маяк, как и повсюду вокруг, произошли изменения. Стал меняться климат: исчезли щедрые влагой густые утренние туманы и обильные летние ливни. Вода поднялась более чем на десяток метров. Старожилы рассказывают, что до затопления и поднятия уровня воды пещер и ходов было много. И выходили они гораздо ниже, к самому Днепру, в плавни. Говорят также, что раньше можно было под землей обойти все село, а кое-где и проехать на лошади. От пристани уходили в береговые недра тоннели к монастырским складам. Оттуда, видимо, после затопления и выплыли в Днепр закупоренные старинные бутылки с монастырским вином, которые обнаружили рыбаки с. Красный Маяк.

Храмы

  • Григория, просветителя Армении, собор (разрушен)
  • Вознесения Господня, собор (1886-1893, разрушен в 1967 году)
  • Иоанна Предтечи (церковь пещерного скита)
  • Покрова Пресвятой Богородицы (1822)
  • Трех святителей, домовая церковь в архиерейской летней резиденции

Настоятели, наместники

Литература

Использованные материалы

  • Д. Б. Кочетов, статья в Православной энциклопедии, т. 5, с. 204-205
  • Раздел "Исторический экскурс" на официальном сайте монастыря
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 600.



[1]  Столетний юбилей города Екатеринослава (9 мая 1887 года). Экономическое состояние семинарии // Екатеринославские епархиальные ведомости, 1887, №11 (1 июня), неофиц. отд., с. 326.

[2]  Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 600.

[3]  С 1865 года учреждена долность наместника... Из настоятелей Ферапонтовского скита, потрудился ок. 15 лет, + 1885, см. Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии // Херсонские ЕВ. 1903. №18 (16 сентября), с. 551.

[4]  Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии // Херсонские ЕВ. 1903. №18 (16 сентября), с. 552-553: https://vivaldi.nlr.ru/ap000035273/view/?#page=24

[5]  Иустин (Юревич), иером., Григорие-Бизюков монастырь Херсоно-Одесской епархии в 1918-1921 гг.: святые насельники и преподаватели. Последние годы монастыря и семинарии (со ссылкой на Херсонские епархиальные ведомости 1918, №№ 16, № 17, № 19, № 20, № 21, № 23. Официальная часть,https://omiliya.org/content/grigorie-bizyukov-monastyr-khers...pre

Редакция текста от: 05.09.2022 15:26:52

"БИЗЮКОВ ГРИГОРЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google