Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕСИМУРА ИОАНН ТЮУДЗОО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Иоанн Ёсимура.  Фото не позднее 1968 г.
Прот. Иоанн Ёсимура. Фото не позднее 1968 г.
Иоанн Ёсимура (Усуи) Тюудзоо (吉村(薄井)忠三[1]) (1888 - 1972), митрофорный протоиерей

Родился в 1888 году в семье православного катехизатора, будущего священника Василия (Абрамовича) Усуи, трудившегося в то время на приходе района Канда, Токио, Япония. Семья жила в бедности, так-как у отца Василия с матушкой было восемь детей, на пропитание которых едва хватало жалования от Русской духовной миссии в Японии [2].

В 1902 году поступил в Токийскую православную духовную семинарию, живя в пансионе семинарии при святителе Николае Японском в течении семи лет. В июле 1909 года закончил курс и был определен катехизатором в Осаку. Благодаря своей успеваемости и рвению был следующим кандидатом на поступление в духовную академию в Росссии после своего друга Матфея Кагета.

Однако, Первая мировая война и последовавший распад Российской империи перечеркнули эти планы.

В 1915 году был переведен из Осаки в Киото.

В 1916 году епископ Токийский Сергий призвал его в Токио и определил здесь иподиаконом.

В 1918 году был рукоположен во священника и направлен настоятелем в приход города Маэбаси. В его ведение также входили приходы и верующие обширного округа от города Нагано до города Ниигата на западном побережье острова Хонсю.

В 1919 или 1920 году сменил урожденную фамилию Усуи на Ёсимура.

В 1923 году, в связи с материальными затруднениями, получил разрешение владыки Сергия заняться светской работой. Стал преподавать русский язык в коммерческой гимназии города Нагои, опубликовал учебник. Будучи заштатным священником, продолжал совершать требы, проповедовать, а в 1929 году опубликовал цикл огласительных лекций «Рассказы о христианском учении». Впоследствии, оставив работу в Нагое, вернулся в Токио.

На Соборе Японской Церкви в Токио 13-17 июля 1940 года, когда было принято решение об отстранении правящего митрополита Сергия (Тихомирова), не участвовал, числясь заштатным клириком. Однако, в послесоборные месяцы, когда в Церкви наметилась смута, был привлечён к церковной деятельности новоизбранным "официальным представителем" Церкви Арсением Ивасавой. На заседании церковных консистории и особой комиссии 11 декабря 1940 года ему было определено заняться изучением канонических вопросов [3]. На 2 февраля 1941 года входил в консисторию составленную сторонниками Ивасавы [4]. В 1941 году опубликовал несколько полемических статей в японском "Православном вестнике". После рукоположения во епископа Токийского Николая (Оно) он стал его близким помощником, оставаясь в составе консистории в военные годы.

В 1943 году был назначен настоятелем прихода для русских в Иокогаме. Здешний Покровский храм располагался на горке, а по японским законам военного времени иностранцам воспрещалось собираться на возвышенных местах, почему для русских был сооружен молитвенный дом в низине около моря. В 1945 году, во время американских бомбардировок, город подвергся почти полному уничтожению.

Не позднее 10 марта 1946 года был возведен епископом Николаем во протоиерея [5].

5-6 апреля 1946 года, на первом послевоенном Соборе Японской Церкви, делегаты вынесли решения об удалении от управления Церковью епископа Николая. Сторонники епископа, протоиереи Антоний Такай и Иоанн Ёсимура, были запрещены в служении, а для исследования их предполагаемого присвоения церковной собственности учрежден специальный комитет [6]. Тогда как подавляющее большинство православной японской паствы в 1947 году вошло под омофор присланного «Американской митрополией» епископа Питтсбургского Вениамина, удалённые от дел епископ Николай, протоиереи Антоний и Иоанн остались в ведении Московского Патриархата.

В 1954 году вновь присланный из США епископ Ириней (Бекиш) склонил владыку Николая и его ближайших сторонников, включая протоиерея Иоанна, к примирению под омофором «Американской митрополии». В 1954 году отец Иоанн был назначен настоятелем Токийского прихода в районе Канда.

По назначении в Японию молодого владыки Владимира, «Американская митрополия» значительно сократила свою поддержку японской пастве и епископ дал разрешение на продажу значительного участка ценной земли в Токио. В связи с этой продажей приход Канда лишился своей недвижимости. Отец Иоанн, как настоятель этого прихода, выразил протест и был за это подвергнут мерам прещения. Как писал отец Иоанн, он, «как самый пожилой из всех японских священников, решил во что бы то ни стало сохранить имущество нашей Церкви от расхищения американскими епископами» [7]. По исследовании исторических документов, он заключил что Русская Церковь, путём восстановления Русской духовной миссии в Японии, может заявить о своих правах на токийскую церковную собственности и вернуть её через суд. Вместе с со своим деятельным прихожанином Александром Манабэ он разработал план действий и предложил его Московскому Патриархату.

В октябре 1967 года дал присягу на верность патриарху Московскому и всея Руси и был зачислен в Японское благочиние Московского Патриархата. С тех пор принимал деятельное участие в жизни благочиния и в деле судебной тяжбы по изъятию церковного имущества в Японии у приверженцев «Американской митрополии». В 1969 году была достигнута договоренность о примирении Московского Патриархата и «митрополии», в связи с чем в 1970 году была учреждена автономная Японская Православная Церковь под омофором Московского патриарха, церковное разделение в Японии изжито, и тяжба прекращена.

Скончался 22 декабря 1972 года [8].

Труды

  • 『基督教講話』名古屋:ぱんだね社(Кирисуто-кёо коова (Рассказы о христианском учении), Нагоя: Изд-во "Дрожжи")、1929(再版‐東京:ハリストス正教会宗務局(репринт – Токио: Консистория Христовой Православной Церкви)、1959)。
  • 『露語読本』名古屋(Ро-го току-хон (Учебник русского языка), Нагоя)。
  • 「セルギー府主教と藤平長司祭」『正教時報』("Серугии фусюкёо то Тоохэй тёосисай," Сэйкёо дзихоо ("Митрополит Сергий и протоиерей Тоохэй," Православный вестник))№31-3、1941-03-01、11-16。
  • 「誰が主教を選んだか」『正教時報』("Дарэ га сюкёо о эранда ка," Сэйкёо дзихоо ("Кто избрал епископа?", Православный вестник))№31-5、1941-06-01、7-11。
  • 「実行の一課題」『正教時報』("Дзиккоо но иккадай," Сэйкёо дзихоо ("Одна задача деятельности", Православный вестник))№777、1954-06-25、5。
  • 「海外正教会消息」『正教時報』("Кайгай Сэйкёокай сёосоку," Сэйкёо дзихоо ("Вести из заморских Православных Церквей," Православный вестник))№780、1954-10-25、4。
  • 「更に善き復活」『正教時報』("Сара ни ёки фуккацу," Сэйкёо дзихоо ("Снова благая Пасха," Православный вестник))№786、1955-05-25、2。
  • 「モイセイとその時代」『正教時報』("Моисэй то соно дзидай," Сэйкёо дзихоо ("Моисей и его эпоха," Православный вестник))№786、1955-05-25、5-6;№787、1955-06-25、3-4。
  • «60 лет в духовной миссии», Журнал Московской Патриархии, 1968, № 12, 21-26.

Награды

Использованные материалы

  • Иосимура Иоанн, прот., «60 лет в духовной миссии», Журнал Московской Патриархии, 1968, № 12, 21-26.
  • Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. V, 464, 697.
  • ГАРФ, ф. 6991, оп. 6, д. 142, л. 41.
  • 真鍋歴山著, 真鍋理一郎筆耕・発行『ニコライ師の永眠以降現代まで(一九一二年~一九六八年)―日本正教会五十年史』、私家版(Манабэ Рэкизан, Манабэ Риитироо, корр. и изд., Никорай-си но эймин икоо гэндай мадэ (1912-нэн – 1968-нэн) – Нихон Сэйкёокай годзюу-нэн-си (От кончины владыки Николая до современности (1912 – 1968) – Пятьдесят лет истории Японской Православной Церкви), частное издание)、1996、18-19, 23, 25-26.
  • 日本正教会総務局編纂『昭和十五年度公会議事録 附:宗教団体法・主教選立特別委員会決議録』東京:正教本会発行(Консистория Японской Православной Церкви, ред., Сёова 15-нэн-до Коокай гидзироку. Фу: Сюукёо-дантай-хоо, сюкёо-сэнрицу токубэцу иинкай кэцугироку (Протокол Собора 1940 года. Дополнение: Протоколы особой комиссии по закону о религиозных организациях и епископскому избранию), Токио: Изд. Православного Управления)、1941、129、151。
  • 日本正教会総務局編輯『昭和二十年四月臨時会議事録』東京:正教本会発行(Консистория Японской Православной Церкви, ред., Сёова 20-нэн 4-гацу Риндзи коокай гидзироку (Протокол Внеочередного Собора в апреле 1946 года), Токио: Изд. Православного Управления)、1946、37、44、52。
  • 『宣教活動の歩み』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Сэнкёо кацудоо но аюми (Продвижение миссионерства), Токио: Митрополия религиозной организации Японская Христова Православная Церковь)、1989、104。
  • 『正教時報』(Сэйкёо дзихоо (Православный вестник))№34-3、1944、10。
  • 藤平和雄ワシリイ『大正から昭和初期の大阪正教会の追憶』私家版(Тоохэй Кадзуо Василий, Тайсёо кара Сёова сёки но Оосака сэйкёокай но цуиоку (Воспоминания об Осакской православной церкви периода Тайсёо-раннего Сёова), частное издание)、1976、68。



[1]  Манабэ приводит имя как 忠三朗. Транскрипция фамилии на русский может быть также Йо- или Иосимура.

[2]  Дневники святого Николая Японского: в 5 т. [сост. К. Накамура], СПб.: Гиперион, 2004, т. V, 464.

[3]  日本正教会総務局編纂『昭和十五年度公会議事録 附:宗教団体法・主教選立特別委員会決議録』東京:正教本会発行、1941、129。

[4]  日本正教会総務局編纂『昭和十五年度公会議事録 附:宗教団体法・主教選立特別委員会決議録』東京:正教本会発行、1941、151。

[5]  ГАРФ, ф. 6991, оп. 6, д. 142, л. 41. Согласно 『正教時報』、1944、№34-3、10, на 9 апреля 1944 года еще был в сане иерея.

[6]  日本正教会総務局編輯『昭和二十年四月臨時会議事録』東京:正教本会発行、1946、37、44、52。

[7]  Иосимура Иоанн, прот., «60 лет в духовной миссии», Журнал Московской Патриархии, 1968, № 12, 26.

[8]  『宣教活動の歩み』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁、1989、104。

Редакция текста от: 21.08.2016 10:57:30

"ЕСИМУРА ИОАНН ТЮУДЗОО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google