ПОСОЛОДИНСКИЙ ВХОДОИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Посолодинский Входоиерусалимский храм.  Фото не позднее 11 января 2008 г.
Посолодинский Входоиерусалимский храм. Фото не позднее 11 января 2008 г.
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим в с. Посолодино (недейств.)

Храм был построен как монастырская церковь Посолотинской обители и освящена при архиепископе Новгородском Стефане (Калиновском). Вместе с упразднением монастыря при секуляризационной реформе в 1764 году храм сделался приходским.

В 1822 году в нем были устроены приделы во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери усердием Лугских помещиков Татищева и Тишкова. Антиминсы главного и Тихвинского придела были освящены 5 апреля 1842 года, а Никольского - в 1815 году. Длина храма, без алтаря 8 сажень, ширина - 5 сажень и 1 аршин, высота 2 сажень, в куполе 3.11 сажень, длина и ширина алтаря 2 сажень 1 аршин. Главный храм с 1868 года стал теплым, отделенным от холодных приделов капитальной стеной.

Новый храм был выстроен в 1876 году и украшен на средства попечительства иконами в резных позолоченных киотах.

В начале XX века в храме сохранялись некоторые святыни и реликвии XVII-XVIII веков. Имелась Тихвинская икона Божией Матери с надписью:

"Сия Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монастыря Новгородской области. А обложен бысть сей образ благословением перваго архиепископа Иоакима Псковскаго и Изборскаго, в лето 1626 г., после немецко-литовскаго разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца".

Из сберегавшихся тут книг прмечательны были Евангелие в лист (Москва 1657 г. августа 29-го); Евангелие праздничное (Москва 1755 г.) с надписью: "сие святое напрестолъное Евангелие Шелонския Пятины, Залесской половины, Посолотина монастыря, куплено в Москве на Казенные деньги, 1758 г. марта дня, при строителе того монастыря иеромонахом Гавриле"; и Евангелие вседневное (Москва 1753 г.), пожертвованое в 1754 году генерал-майором Симеоном Ивановым Мордвиновым.

Имелись колокола - один в 55 пуда 12 фунтов с надписью: "1799 марта 12-го дня колокол в Лужский уезд, в бывший уничтоженный Посолотинский монастырь" и другой в 11 пудов с надписью: "1638 Упраздненного Посолотина монастыря Входоиерусалимской церкви настоятель благочинный, священник Петр Кулигин 28 апреля 1884 года".

В храме совершалось богослужение вплоть до 1960-х годов, когда, после кончины священника, нового уже не прислали. После этого здание стало быстро разрушаться.

Постановлением Псковского областного собрания депутатов за № 542 от 30 января 1998 года разрушающаяся церковь была сочтена "памятником местного значения". В то время состояние церкви уже было аварийным - была утрачена часть кровли над южным приделом и над юго-западным компартиментом, на сводах расли молодые березы, был разрушен юго-восточный угол верха колокольни над звонами. Впоследствии разрушение храма продолжалось - в начале XXI века провалилась кровля храма.

Архитектура

Посолодинский Входоиерусалимский храм.  Фото 2000 г.
Посолодинский Входоиерусалимский храм. Фото 2000 г.
Храм выполнен в псевдо-византийском стиле конца XIX века. Храм теплый. В основу плана положен равноконечный крест с заполнением угловых пространств пониженными палатками. С восточной стороны примыкает пятигранный алтарь. К западному рукаву креста через узкую трапезную примыкает трехполаточная паперть с колокольней над ней. В центре храма расположены четыре мощных столпа, делящих здание на три нефа. На столпы через мощные подпружные арки и систему тромпов поставлен восьмигранный барабан, перекрытый в свою очередь граненым сомкнутым сводом. Рукава креста перекрываются коробовыми сводами с распалубками у арок. Угловые компартименты перекрыты ползущими сводами с распалубками у арок и проемов. Алтарная часть перекрыта граненым сомкнутым сводом. Северная палатка паперти перекрыта плоско, южная - коробовым сводом, средняя, под колокольней, крестовым. Боковые входы перекрыты коробовыми сводами. Все дверные и оконные проемы имеют полуциркульное завершение и оформлены наружными четвертями. Восьмериковый барабан и звоновой четверик колокольни выполнены в одном ключе. "Огранку" колокольни довершает срезка углов. В основании барабана и четверика колокольни сделаны мощные постаменты. Оконные проёмы барабана и звеновые проемы близки по размерам. Над теми и другими сделаны мощные бровки, соединенные в пятах арок карнизами. Через определенный интервал сделаны широкие бровки в стыках не имеющие прямых участков, торцы северного и южного рукавов креста завершаются щипцовыми фронтонами, оформлены широкими нишами с полуциркульным завершением и спаренными окнами в них. Широкие карнизы выполнены из лекального кирпича. Нижняя часть карнизов решена в виде зубчатых подзоров, кровля над рукавами креста пощипцовая двухскатная. Над куполом сделана восьмигранная кровля, а над колокольней четырехскатная со срезанными углами. Внутри церковь не была расписана, из внутреннего убранства ничего не сохранилось. Среди кирпичей встречаются с клеймом "РАTENT". Основные габариты здания: 38 х 24 м. Стены сложены из кирпича, внутри оштукатурены и побелены. Полы цементные.

Настоятели

  • Петр Кулигин (упом. 28 апреля 1884) свящ.

Литература

  • Федоров, В. А., Поганкины палаты во Пскове на фоне классовой борьбы в XVII в., Л., 1925.
  • Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси, вып. IX.

Использованные материалы

  • Страница сайта _Памятники истории и культуры Пскова и Псковского края, находящиеся под государственной охраной," Псковский государственный научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры:
  • Страница форума Псковского Диггер-Сталкерского Общества:

Редакция текста от: 07.07.2014 11:35:50

"ПОСОЛОДИНСКИЙ ВХОДОИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google