ГАИЙ (ТАКАОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский
Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский
Гаий (Такаов/Токаов) (1750 - 1821), архиепископ Астраханский и Кавказский.

В миру Гайоз Ректор (груз. გაიოზ რეჟტორი), родился в 1750 г. в с. Магаро Тифлисской губернии в Грузии. По грузинского княжеского рода. Время своей юности он провел при дворе грузинского царя, занимаясь письмоводством.

Окончил Тифлисскую духовную семинарию.

В 1770 (1765?) году пострижен в монашество грузинским католикосом Антонием I в Спасском соборе г. Тифлиса.

В 1771 г. рукоположен во диакона.

В 1772 г. в составе грузинской делегации путешествовал в Санкт-Петербург для дипломатических переговоров относительно присоединения Грузии к России. Находясь в России, Гаий изучал русский, латинский и греческий языки. В 1774-1778 гг. обучался в Троицкой (или Александро-Невской?) духовной семинарии.

В 1778 г. вернулся в Тифлис, где открыл училище русского языка.

В 1778-1780 гг. был ректором Тифлисской духовной семинарии.

В 1779 г. рукоположен во иерея, в 1780 г. возведен в сан игумена.

В 1782 г. стал основателем и первым ректором Телавской духовной семинарии.

В 1782-1783 гг. находился при груз. царе Ираклии II во время переговоров с Россией, окончившихся подписанием Георгиевского трактата.

В 1784 г. был возведен в сан архимандрита в С.-Петербурге, поступил на русскую службу и был назначен в свиту Г. А. Потёмкина, а в 1785 г. определен 1-м членом в Осетинскую духовную комиссию.

В 1793 г. в составе было создано Моздокское викариатство,

29 мая 1793 года был хиротонисан во епископа Моздокского и Маджарского, викария Астраханского, которую совершили в Царском Селе Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) и Псковский архиеп. Иннокентий (Нечаев).

По пути к месту служения в конце 1793 г. еп. Гаий в связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина) остановился в Астрахани и временно управлял Астраханской епархией. 7 мая 1794 г. отправился в Моздок.

Главная задача, поставленная перед ним, состояла в распространении и утверждении Православия среди народов, проживавших по Кавказской линии. Трудами Гаия в викариатстве началось строительство 2 монастырей (мужской Преображенский и женский Успенский) и архиерейского дома в Моздоке, почти вдвое увеличилось число церквей. Активно занимаясь миссионерством среди осетин, еп. Гаий разработал осетинский алфавит на кириллической основе. В 1798 г. в Москве издал 1-ю кн. на осет. языке - «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом. Заботился о материальном обеспечении духовенства, боролся с распространением пьянства. При нем из Куртатинского ущелья в Моздок была перенесена чтимая Иверская (Моздокская) икона Божией Матери (в 1797 установлена в Успенской церкви).

В 1799 году, через шесть с половиной лет после учреждения, епархия была неожиданно упразднена по причине, как сказано в докладе Св. Синода, малочисленности ее церквей. С этим доводом никак нельзя согласиться, ибо к этому времени Моздокская епархия включала 75 церквей, в том числе 2 соборных, 53 приходских и 20 молитвенных домов. В епархии, несмотря на недостаток духовенства, уже насчитывалось свыше 160 духовных лиц. Все эти церкви с духовенством городов Моздока, Кизляра, Георгиевска, Александрова и Ставрополя снова были присоединены к Астраханской епархии.

16 октября 1799 г. назначен на новоучрежденную Саратовскую и Пензенскую кафедру (выделенную из Астраханской епархии). Так как в Саратове не было зданий ни для архиерея, ни для консистории, ни для семинарии, а в уездном городе Пензе, бывшем до 1797 года губернским, за упразднением губернских правительственных учреждений, оставалось много пустых и ничем не занятых каменных зданий, то указом Св. Синода велено епископу Саратовскому иметь местопребывание в городе Пензе.

В феврале 1800 года преосв. Гаий покинул Моздок и отправился в Пензу.

Под начало первого саратовского архиерея поступало около 800 тысяч христианских душ, 615 церквей и 10616 лиц, принадлежавших духовному сословию, из которых служащего духовенства было 2511 человек.

Деятельность преосвящ. Гаия в Пензе началась с устройства семинарии. Однако сам Гаий не чужд был восточной лени, и основные семинарские дела возложил на доверенных людей, привезенных им из Моздока. Он уклонялся от дел иногда под самыми наивными предлогами. Преосвященный являлся в семинарию лишь в качестве почетного гостя, с пышной торжественностью, которой любил обставлять свое служение и свои выезды.

Именно владыка Гаий первым стал внедрять практику, получившую затем развитие в деятельности его преемников, когда при замещении вакантных мест к кандидатам предъявлялся определенный образовательный ценз. В конце 1800 года при семинарии, согласно указу Св. Синода, была организована так называемая русская (пономарская) школа, предназначенная для тех учеников, кто «усмотрен будет непонятным к учению и к продолжению высших наук безнадежным». Таковых учеников семинарии надлежало готовить к церковным должностям (пономарей, псаломщиков, дьячков) и обучать их чтению, письму, церковному уставу, нотному пению, а также катехизису и Священной истории.

В Пензе трудно было сыскать человека более радушного, чем архиерей. В особо торжественных случаях он устраивал званые обеды, готов был накормить и напоить всякого, кто приходил к нему. Его искренне уважало духовенство и любила паства, хотя за нерадение к службе и христианскому долгу с них взыскивалось строго.

Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский. Портрет. Нач. XIX в. (?)
Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский. Портрет. Нач. XIX в. (?)
С 4 декабря 1803 г. именуется Пензенским и Саратовским.

В феврале 1806 года владыку вызвали в Петербург для присутствия в Св. Синоде. Планировалось открытие Телаво-Кахетинской епархии, и его хотели перевести на новую кафедру. Но этот проект остался тогда неосуществлённым. В конце того же года владыка вернулся в Пензу.

В декабре 1807 года еп. Гаий был посетил Саратов. Он уже было собрался в Пензу, но как раз в это время в Саратове появилась чума и полностью овладела городом. В столь тревожные и трудные для саратовцев дни Преосвященный не мог оставить свою паству в беде. Самим присутствием в чумном городе, своими молитвами и проповедями, полными оптимизма и надежды, он делал великое дело — сохранял и поддерживал в людях духовные силы, вселял в них веру в скорое избавление от страшной напасти. В марте 1808 года чума отступила и по этому случаю 13 марта в Соборе был отслужен благодарственный молебен, а вокруг города совершен крестный ход, в котором приняли участие едва ли не все жители Саратова.

10 января 1808 г. переведен на Астраханскую кафедру и возведен в сан архиепископа. Его перевод в Астрахань вызвал общее сожаление в Пензенской епархии.

Его общительность и хлебосольство покорили ему все сердца. От астраханских богачей с известным греком Варваци потекли щедрые пожертвования на нужды Церкви. Один Варваци пожертвовал 100000 рублей.

На все эти пожертвования Успенский кафедральный собор был отделан внутри и снаружи, устроены серебряные царские врата и сделаны богатые ризы на иконы, была построена каменная соборная колокольня, отлит невиданный в Астрахани колокол весом 1150 пудов, библиотека Астраханской духовной семинарии переведена в новое здание (торжественно открыта 29 апреля 1813).

7 сентября 1815 г. в Астрахани открылось отделение Российского Библейского общества, вице-президентом которого был избран архиеп. Гаий.

В 1818 г. Астраханская духовная семинария была преобразована по новому уставу.

Скончался 20 февраля 1821 г. Похоронен в Астрахани в нижнем храме Успенского собора.

Вл. Гаий не был высокомерен. Он производил приятное впечатление своей внешностью. Приветливый и радушный, он был душею провинциального общества, которое поил и кормил на славу. Радушие его не было напускным. Он на самом деле отличался добротою и в случае нужды оказывал подчиненным самую деятельную и участливую поддержку.

Награды

  • орден св. Анны 1-й степени (1803).

Труды

Оставил несколько оригинальных и переводных сочинений, в частности составил «Краткую грузинскую грамматику» и «Историю Грузии».

  • Краткая грузинская грамматика.
  • Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного писания: Пер. на осет. яз. М., 1798.

Литература

  • Никанор (Каменский), еп. Крат. история Астраханской епархии. Астрахань, 1886;
  • Васильев К., свящ. Ключаревская летопись. Астрахань, 1887;
  • Савинский И. И., свящ. Ист. записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903;
  • Пальмов Н. Н. К сведениям о личности архидиак. Гайоза, впосл. архиеп. Астраханского и Ставропольского // ХВ. 1913. Т. 2. Вып. 1. С. 36-53;
  • Благонравов М., свящ. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет, с. 92-96.
  • Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.
  • Скопин Г.А., прот. Дневник (Саратовский историч. сб. I). XVI-XVII, с. 203, 204, 379-380.
  • Булгаков, с. 1395, 1408.
  • Толстой Ю., № 164.
  • Строев П., с. 52, 312, 313, 953.
  • Н. Д., с. 70, 77.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской (1721-1895). СПб., 1896. № 164.
  • Пен. еп. вед., 1900, № 9.
  • Астрахан. еп. вед., 1880, № 32.
  • Прав. собес., 1914, январь, с. 80.
  • Ж. М. П., 1945, № 1-2, с. 44.
  • БЭЛ, т. II, с. 107.
  • БЭС, т. I, с. 52; т. II, с. 1790.
  • РБС, т. IV, с. 115-117.
  • Истор. вестн., 1893, сентябрь, с. 734.
  • Русская старина, 1874, март, с. 526.
  • Рус. архив, 1870, № 4 и 4, с. 845 п/с. 4.
  • Рус. архив, 1898, кн. 3-я, с. 111, п/с. 4 (Цесаревич Николай в Астрахани).
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
  • კეკელიმე კ. მველი ჟართული მწერლობის ისტორია. თბილისი, 1951. Т. 1. С. 360-363;
  • დარჩია მ. გაიოზ რეჟტორი. თბილისი, 1972;

Использованные материалы

Редакция текста от: 05.02.2012 11:30:38

"ГАИЙ (ТАКАОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google