Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИСАИЯ (КОПИНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Исаия (Копинский-Борисович) [1] (+ 1640), архиепископ Северский, игумен Михайловского монастыря, б. митрополит Киевский

Воспитанник Острожской школы, был пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. 14 лет он провел в Антониевых пещерах и был поставлен их "начальником". Исаия мужал как Христов подвижник и поборник Православия в Речи Посполитой в годы государственного насаждения унии и гонения на Православие.

14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие. Состоял старшим иеромонахом монастыря. По некоторым сведениям, стал первым ректором основанного при обители православного училища - предшественника Киевской духовной академии, однако по другим источникам первым ректором был Иов (Борецкий) [2].

С 1616 года - настоятель Межигорского Спасо-Преображенского монастыря. В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густынского монастыря. В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорской обители, основал недалеко от города Прилук Лубенский Мгарский монастырь.

В Ладинском скиту, где была игуменьей его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там.

6 октября 1620 года был хиротонисан во епископа Перемышльского патриархом Иерусалимским Феофаном III. Из опасения насилия со стороны римо-католиков хиротония в Киево-Братском монастыре совершалась скрытно, ночью, при пении патриаршего монаха. Вместе с другими рукоположенными в то время православными епископами Западнорусской митрополии святитель перенёс все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами. Основанное им училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях. Сам епископ Исаия был объявлен изменником подлежащим аресту и суду, почему скрывался вдали от своей епархии. Даже когда обвинение в измене было со временем снято, польское правительство не признавало прав владыки, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой, находясь под защитой православных казаков на юго-восточных окраинах Речи Посполитой.

С 1628 года – архиепископ Смоленский и Черниговский. По-прежнему не был признан польским правительством и проживал в заднепровских монастырях.

Большим горем для владыки Исаии было отпадение от Православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого. Именно на пожертвования его родителей (кн. Михаила и кн. Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился владыка. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к правой вере.

20 июля 1631 года был избран митрополитом Киевским. Ввиду различных затруднений поселился в Киевском Михайловском монастыре. Гонения и утеснения православных в Малороссии до того усилились, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности. После нескольких кровавых восстаний на Украине король, наконец, был вынужден дать православным некоторые льготы. Снова возобновилась деятельность духовных школ. Митрополит Исаия с радостью благословлял игумена Киево-Печерской Лавры Петра (Могилу) на основание высшей духовной школы при Лавре.

К этому времени ярый противник Православия король Сигизмунд III умирал и его наследник Владислав IV был готов вновь дать православным право легального существования. Ещё как королевич Владислав возглавлял комиссию сейма для рассмотрения жалоб православных и выработал проект, по которому "Выданный князю Тышкевичу на Михайловский монастырь в Киев привилей отменяется, и монастырь остаётся за православным митрополитом Исайей Копинским... и) Все вообще православные могут свободно и спокойно отправлять своё богослужение во всех своих владениях и церквях, где до сего времени они имели их, и открывать свои училища и госпитали" [3]. Петр (Могила), находившийся тогда в Варшаве, писал оттуда ко всем русским, чтоб они не соглашались на принятие изложенных в проекте условий, и убеждал их воспользоваться выборным сеймом для достижения полного удовлетворения своих требований. Когда наконей пришёл сейм, на котором Владислав был 8 ноября 1632 года избран королём, были приняты новые условия узаконения Православия, но на этот раз уже с новой иерархией: православные делегаты избрали новым митрополитом Петра (Могилу). Это было сделано в условиях новой войны с Московским государством, в которой Владислав нуждался в поддержке русского населения Речи Посполитой, а митрополит Исаия, перенесший все тяготы гонений против Православия в Речи Посполитой, склонялся на сторону Русской Православной Церкви и Москвы [4].

Существуют разные мнения историков о том, как сам митрополит Исаия расценил своё удаление от власти. Одни считают, что митрополит Исаия не препятствовал Петру (Могиле) и даже сам благословил его добиваться первосвятительства. Другие говорят, что он не препятствовал новому энергичному митрополиту лишь только потому, что видел бесполезность борьбы, но и не содействовал ему. Однако есть и такое мнение, что митрополит Исаия вступил в тяжбу с митрополитом Петром и последнему потребовалось много труда и энергии, чтобы отстоять свою кандидатуру на сейме [5].

Смещение митрополита Исаии было узаконено церковно тем, что Константинопольский патриарх Кирилл (Лукарь) прислал избранному владыке Петру архипастырское благословение на митрополию [6]. Однако, митрополит Исаия оставался в кафедральном Киевском Михайловском монастыре, а многие его сторонниками видели в его смещении личное честолюбие Петра (Могилы). Последний устроил свою хиротонию не в Киеве, а во Львове, на Фоминой неделе 1633 года. По въезде в Киев, ему пришлось запрещать и низлагать священников, стоявших за Исаию, а самого бывшего митрополита насильно перевозить в Лавру. По указанию митрополита Макария (Булгакова):

"Усердные исполнители воли Могилы, может быть, без его ведома будто бы прибыли к Исайе ночью, схватили дряхлого и больного старика в одной власянице и, перебросивши его через коня, как мешок какой-либо, в таком положении отправили его в лавру" [7].

Скончался 5 октября 1640 года. Погребен в Киево-Печерской лавре.

Современники называли митрополита Исаию "богомысленным мужем", М. В. Толстой - "подвижником с молодых лет до гроба". Таково и общее мнение историков о нём.

Сочинения

  • Алфавит духовныйXVIII в. многократно публиковалась под этим названием либо анонимно, либо будучи ошибочно приписана свт. Димитрию Ростовскому; первоначальный заголовок книги: Лествица духовная по Бозе жительства иноческаго, содержащая в себе тридесять и три главы по образу Господня во плоти на земли житiя, еже есть тридесять и три степени, трудолюбне составлена в пользу душевную усердствующим и внимающим постиническому житию написана преподобным Исаием Копинским иже постиничества и безмолвiя путь проходя при пещере преподобнаго отца нашего Антония иже в Киеве, последи же бывша митрополита того же богоспасаемого града Киева [8])
  • Наказ священникам.
  • Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому.

Литература

  • Евгений (Болховитинов), митр., Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии, Киев, 1825, 166-171.
  • Евгений (Болховитинов), митр., Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви. "Исайя Купинский". Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995
  • Говорский К. Копинский Исайя // Вестник Зап. России. 1864. Т. 1. С. 117-118;
  • Макарий (Булгаков), митр., И. Р. Ц., т. XI, Глава IV. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под управлением православных митрополитов. III. Митрополит Исаия Копинский С. 397-417, 457, 458.
  • Толстой М. В., Рассказы из И. Р. Ц., 495-496, 500-501.
  • Голубев С. Т. История Киевской дух. академии. Киев, 1886.
  • Голубев C. T. Петр (Могила) и Исайя (Копинский) // ПО. 1874. Т. 1. № 2. С. 210-243; № 3. С. 303-326;
  • Голубев C. T. Удаление Исайи (Копинского) из Киево-Михайловского мон-ря // Киевские ЕВ. 1874. № 1. С. 11-18; № 2. С. 41-48;
  • Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 2, Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, — 1908; С. 1520, 1534, 1549, 1550, 1570
  • Чистович И. А. Очерк истории зап.-рус. церкви. т. II. — СПб., Ч. 2. — 1884.
  • Пекарский П. П. Описание старорусских книг и типографий. Спб. 1862
  • Строев П., 4, 17, 25, 591, 928, 930, 1042.
  • Санковский, А. В., Кракт. опис. церквей Смол. еп., вып. I, Смоленск, 1898, 13.
  • Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864;
  • Захарченко М. М., Киев теперь и прежде, Киев, 1888, 224.
  • Петров Л., Словарь, 105.
  • Булгаков, 1403, 1413.
  • Денисов, 302, 677, 678, 683.
  • Акты зап. России, т. IV, № 526.
  • Летопись о создании Густынского м-ря, М., 1848, пред., II, 63.
  • Киево-Златоверхий Михайловский м-рь, Киев, 1889, 53-59.
  • Истор.-стат. опис. Смол. еп., СПб, 91, 92.
  • Летопись, Е. А., 631, 643.
  • Труды К. Д. А., 1869, сентябрь, 359, 364, 382.
  • Рус. палом., 1911, № 38, 597.
  • Приб. к Ц. В., 1897, № 1, 23.
  • Истор. вестн., 1900, март, 1234.
  • Изв. Казан. еп., 1912, № 33, 992.
  • Прав. обозрен., 1874, январь-июнь, 210-243, 303-326.
  • ЖМП, 1951, № 3, 40-41; 1954, № 4, 11; № 5, 32, 34, 35.
  • БЭС, т. I, 962-963.
  • БЭЮ, т. 15, 588.
  • РБС, т. VIII, 141.
  • ЭС, т. XIII (кн. 25), 363.
  • Н. Д., 14, 32, 39.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно), ч. III, Куйбышев, 1971 (машинопись).
  • "Митрополит Исайя Копинский". Подробное жизнеописание на сайте Мгарского Преображенского монастыря:
  • Шумило С. В. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский) и его участие в возрождении православия в Украине // Труды Киевской духовной академии. № 23. Киев, 2015. С. 135-147:

Использованные материалы



[1]  Другая форма фамилии - Купинский; именуется также Исаакий (Копыстенский).

[2]  Митр. Макарий. "История Русской Церкви". Том 5. Отдел 1. Глава 2, III - http://www.odinblago.ru/istoriya_rpc/istoryaRC_mitr_makariy/5/2.3_2/

[3]  Беднов, В. А., Православная Церковь в Польше и Литве, Минск, 2002, 207-213.

[4]  Карташев, А. В., История Русской Церкви, М., 2004, 668.

[5]  Три мнения указаны по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5492. Например, митрополит Макарий (Булгаков) указывает, что митрополит Исаия "вздумал отстаивать свои права и сопротивляться Могиле." См. Макарий (Булгаков), митр. Московский, История Русской Церкви, т. VI, М., 1996., 500-501.

[6]  Макарий (Булгаков), митрополит Московский, История Русской Церкви, т. VI, М., 1996., 498.

[7]  Макарий (Булгаков), митр. Московский, История Русской Церкви, т. VI, М., 1996., 500-501. Это изгнание бывшего митрополита подтверждается летописью, составленной православным шляхтичем Йерличем, цитируемой в: Соловьев, С. М., История России, кн. V, 701.

[8]  См. Свт. Димитрий Ростовский, Алфавит духовный, сайт православной энциклопедии Азбука веры по изд. М: "Аксиос" - АНО "Развитие духовности, культуры и науки", 2002, https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/alfavit/#sel=. Известна и несколько укороченная форма названия: Лествица Духовного по Бозе иноческого жительства, содержащая в себе 33 главы, 33 степени, трудолюбне составлена в пользу душевную усердствующим и внимающим постническому жительству - см. "Исайя Купинский", митр. Евгений (Болховитинов), Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви, сайт православной энциклопедии Азбука веры по изд. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви, М.: "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhovitinov/slovar-o-byv...100. Подробнее см. разбор судьбы и содержания книги в разделе Пидгайко В. Г., "Алфавит духовный", статья "ИСАИЯ (Копинский)", Православная энциклопедия, М., 2011, т. XXVII, с. 134-135, http://www.pravenc.ru/text/674836.html

Редакция текста от: 14.02.2019 22:11:55

"ИСАИЯ (КОПИНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google