ХРИСТОФОР (ЦИЦКИШВИЛИ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Католикос-патриарх всея Грузии Христофор III (Цицкишвили).  Фото кон. 1920-х гг.
Католикос-патриарх всея Грузии Христофор III (Цицкишвили). Фото кон. 1920-х гг.
Христофор III [1] (Цицкишвили) (1873 - 1932), католикос-патриарх всея Грузии.

Родился в 1873 году. Окончив Тифлисскую духовную семинарию в 1893 году принял сан священника и трудился на приходе. Затем был законоучителем в Тифлисской мужской гимназии.

В 1918 году посещал Историко-филологический факультет Тифлисского университета.

В 1921 году был хиротонисан во епископа Урбнисского без пострижения в монашество.

В начале 1923 года в Грузии шёл новый виток жестоких гонений на Церковь и 11 января того года католикос-патриарх исповедник Амвросий был вновь вызван на допрос и подвергнут аресту. 12 января по решению специальной комиссии Закавказской Федерации было арестовано большинство членов Совета Католикосата и для ведения дел Грузинской Православной Церкви было устроено Временное Церковное Управление под руководством владыки Христофора. Это Управление действовало до 26 февраля 1925 года, после чего католикос-патриарх Амвросий был освобождён.

В 1925 году был возведен в достоинство митрополита и переведен на Сухумскую и Абхазскую кафедру.

В 1926 году в Кутаиси состоялось инспирированное советской властью собрание грузинского духовенства и мирян, на котором "прогрессивное" духовенство задавало тон. Постановлением собрания за исповедником был оставлен титул католикоса-патриарха, но дела Церкви вновь переданы Временному управлению Грузинской Церкви. Председателем этого органа вновь стал владыка Христофор. Он же возглавлял "Группу обновления и реформ," координировавшую "прогрессивный" элемент в Церкви.

После кончины католикоса-патриарха Амвросия 29 марта 1927 года местоблюстителем Мцхетского католикосского престола был назначен митрополит Христофор. 21 июня того же года на IV Соборе Грузинской Церкви он был избран католикосом-патриархом всей Грузии.

Под его руководством духовенство "прогрессивного" направления было поставлено на руководящие посты. В 1928 году состоялся очередной Собор на котором католикос-патриарх и несколько архиереев подписали акт о введении в Грузинской Церкви характерного элемента церковного "модернизма" XX века - нового календарного стиля [2]. Церковь официально отреклась от курса конфронтации со светской властью, заявила свою лояльность, и отмежевалась от грузинской эмиграции. Патриарх также направил свои усилия на восстановление общения с поместными Православными Церквами. Для сохранения русских церковных обычаев на территории Грузии было создано Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата, способствовавшее будущей нормализации отношений между Грузинской и Русской Православными Церквами. Католикос-Патриарх стал направлять рождественские и пасхальные послания предстоятелям автокефальных Православных Церквей, включая Русскую.

Начинания католикоса-патриарха не принесли скорых успехов. Календарная реформа, будучи отвергнута народом и большинством священников, полностью провалилась и через несколько месяцев была отменена [3]. Грузинское церковное зарубежье порвало связь с Грузинским Патриархатом, тогда как признание грузинской автокефалии со стороны Русской Церкви последовало лишь в новых условиях 1943 года. Жестокие гонения на Церковь со стороны светской власти не прекращались. В послании в ЦИК от 1930 года католикос-патриарх отмечал, что «все те притеснения, которые испытывает Грузинская Православная Церковь, направлены на ее скорейшую ликвидацию» [4].

10 января 1932 года католикос-патриарх Христофор III скончался.

Оценки

Многие в церковной среде считали католикоса-патриарха Христофора излишне уступчивым атеистическому правительству. Но католикос-патриарх Ефрем (Сидамонидзе), ставленник католикоса-патриарха Христофора, всегда вспоминал последнего с чувством уважения, говоря:

"Я знаю его, он готов был бы отдать свою жизнь за Христа, если бы это нужно было для Церкви, но ему выпала тяжелая участь полководца, который должен отступить под натиском врага, чтобы не потерять своего войска. В своей личной жизни он был аскетом, а прагматики аскетами не бывают. Он очень уважал в душе Патриарха Амвросия, но внешне, для вида противостоял ему, однако они делали одно дело, только по-разному" [5].

Использованные материалы



[1]  В конце XX века указывался как Христофор II, т.к. сведения о его одноимённых предшественниках были уточнены позднее.

[2]  Борис Соколов, Диалог с дьяволом, по Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1928-1938, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1928-1938/

[3]  Борис Соколов, Диалог с дьяволом, по Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1928-1938, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1928-1938/

[4]  ЦГАНИГ, ф. 284, оп. 1, ед. хр. 283.

[5]  Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Из воспоминаний. Патерик», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/41.html

Редакция текста от: 15.12.2010 21:38:39

"ХРИСТОФОР (ЦИЦКИШВИЛИ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google