Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИЕВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ЦЕРКОВЩИНЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Никольский храм
Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Никольский храм
Киевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в урочище "Церковщина" (в Гнилецких пещерах)

  • Адрес: Украина, 03026, Киев, Хутор Вольный, Днепропетровское шоссе, 3.
  • Тел.: +380 (44) 599-3644
  • Официальный сайт: http://cerkovschina.com.ua/
  • Проезд: от ст. м «Лыбедская» – авт. 252 до ост. «Хутор Вольный»; трол. 1 до кон. ост., далее авт. 256 до ост. «Хутор Вольный».
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    История

    Житие прп. Феодосия Печерского повествует, что Великим постом он уединялся в лаврских пещерах, из которых иногда тайно уходил в загородную пещеру: ...отхождаху во едино монастырское село, и тамо в пещере, яже бе в сокровеннемъ месте, Богу единому ведуще, пребываше единъ. По преданию, эта пещера находилась в урочище Церковщина, в 12 км. южнее Лавры. Впоследствии здесь образовалась небольшая пещерная обитель – Пречистенский Гнилецкий монастырь. Разорения Киева в XIIIXV вв. стали причиной угасания обители, к XVI в. пришедшей в запустение. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка – искаженное Феодосиевка. Сведения о существовании в этой местности монастыря были утрачены.

    Весной 1832 г. пещеры вновь открыл архим. Иннокентий (Борисов), настоятель Киево-Братской обители. Гуляя по окрестностям монастырской дачи у села Пирогова (в 14 км к югу от центра Киева), он обнаружил в урочище «Гадючий лог» заброшенные подземелья. Они напоминали собой пещеры Киево-Печерской Лавры. Однако, в отличие от лаврских пещер, укрепленных и украшенных в XVII – начале XX вв. в связи с причислением погребенных в них подвижников к лику святых, подземелья Гадючьего лога сохранили изначальный аскетический вид. В этом отношении пещеры под Пироговом являлись весьма назидательным памятником церковной истории. Желая положить конец запустению святыни и сделать ее доступной для обозрения, св. Иннокентий начал ходатайствовать о передаче Гадючьего лога из казенного ведомства в ведение Братского монастыря, каковая и состоялась в 1833 г. После этого в урочище был устроен хутор Братской обители, а в 1835 г. открылись для посещения пещеры. Паломники могли увидеть в них подземную церковь с уникальным грунтовым четырехколонным навесом-киворием над престолом, монашеские кельи с лежанками и вырезанными на стенах крестами.

    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Усыпальница-кимитрий афонского типа в пещерах Церковщины.
    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Усыпальница-кимитрий афонского типа в пещерах Церковщины.
    Благоустраивая урочище, св. Иннокентий и узнал об упоминаемом выше факте, что некие тайные пещеры упоминаются в «Киево-Печерском Патерике» в житии прп. Феодосия. В примечаниях к первому печатному изданию «Патерика» (1635) сказано, что пещера эта находилась «в Лесниках, где Глинецкий был монастырь». Старший современник ст. Иннокентия митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) в своем «Описании Киево-Печерской Лавры» (1826) утверждал, что Глинецкая обитель была основана уже после кончины прп. Феодосия. Учитывая расположение вблизи Гадючьего Лога села Лесников, местные предания о существовании в прошлом в урочище монастыря и наличие около пещер остатков какого-то каменного строения, прослывших в народе Церковищем, св. Иннокентий предположил, что в примечаниях к «Патерику» подразумевался именно Гадючий лог.

    Эту гипотезу настоятель Братской обители высказал своему другу Михаилу Максимовичу – выдающемуся историку и первому ректору Киевского Университета. В 1840 г. М. Максимович обнаружил документы XVI-XVIII вв., свидетельствовавшие о правоте св. Иннокентия. Выяснилось, что, во-первых, в прошлом Гадючий лог назывался Гнильцом или Гнилеччиной, во-вторых, некогда в урочище действительно располагался монастырь, к началу XVI в. уже прекративший существование, и в-третьих, обнаруженные св. Иннокентием пещеры были более-менее известны киевлянам и ранее. Пытаясь восполнить пробелы в истории Глинецкой (Гнилецкой) обители, М. Максимович предположил, что монастырь возник на рубеже XI-XII вв. и развивался подобно Лавре, т. е. вначале был пещерным, но еще до монгольского разорения Киева (1240) стал наземным, продолжая использовать свои подземелья в качестве иноческого кладбища и жилища наиболее строгих подвижников, а запустел вследствие монгольских нападений на Киевщину XIII-XV вв. Хотя конкретное указание места уединения св. Феодосия появилось в «Патерике» только в XVII в., ученый считал сведения о подвигах преподобного в Гнилеччине достоверными, заимствованными из устного лаврского предания или какой-либо утраченной древней рукописи. Дальнейшие исследования письменных источников (в частности, графологическая экспертиза) привели к новым открытиям. Так, в 1861 г. свт. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский, выдвинул вполне обоснованную гипотезу о том, что Гнилецкая обитель была местом пострига прп. Герасима Вологодского (+ 1178).

    В 1900 при пещерах началось возрождение монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, получивший название «Скита Пречистой», т. к. древний монастырь в документах XVI в. именовался «Святое Пречистое Гнилецким». К тому времени за урочищем Гадючий лог окончательно закрепилось имя Церковщины, произошедшее от вышеупомянутых руин при пещерах.

    В 1902 г., когда на Церковище была достроена новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожена в советское время), а рядом – жилой корпус, в Скиту поселили нескольких братий.

    Приютившаяся на фоне редкого по красоте пейзажа, простая и опрятная внешне, хозяйственно обустроенная, строгая во внутренней жизни, радушная к гостям, обитель вела просветительную, миссионерскую и благотворительную деятельность и прославилась на всю Российскую империю.

    Пещеры Церковщины, прежде полузаваленные, трудами братии Скита были полностью расчищены и частично укреплены. Подземный храм при этом расширили, обложили кирпичом, оштукатурили, воздвигли в нем каменные иконостас и надпрестольный киворий (последний – взамен грунтового) и освятили в 1905 г. во имя прп. Феодосия Печерского. Несмотря на утрату первоначального вида, преображенная церковь была по-своему уникальна в плане архитектуры. С 1907 г. началось строительство над входом в пещеры Свято-Николаевского храма с приделами прпп. Антония Печерского (†1073) и Серафима Саровского на втором этаже. До 1917 г. был возведен, однако, лишь корабль церковного здания.

    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Храм Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранился). Фото начала ХХ в.
    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Храм Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранился). Фото начала ХХ в.
    На момент революции 1917 г. Скит имел ок. 150 насельников, два подворья – в юго-западном предместье Киева Демиевке и возле Киево-Печерской Лавры, два автономных отделения в г. Умани (находился тогда в составе Киевской губернии, ныне – райцентр Черкасской области), опекал в центре Киева часовню во имя Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (на ул. Большой Житомирской) и памятник Крещению Руси («Колонна Магдебургского права» на берегу Днепра).

    В 1918 г. «Скит Пречистыя» был отделен от Киево-Братской обители и преобразован в самостоятельный монастырь.

    Во время гражданской смуты 1917-1920 гг. Церковщина стала прибежищем для многих гонимых христиан. Так, в 1919 г. здесь укрывались от большевиков князья Владимир и Николай Жеваховы.

    С 1922 г. урочище используется как место лишения свободы (монастырь до 1928 г. сосуществовал с колонией для малолетних).

    Вновь открылась обитель во время войны и действовала до конца 1940-х гг. рядом с лагерем для военнопленных. На рубеже 1940-50-х гг. богослужения были опять прекращены по настоянию органов советской власти.

    Впоследствии в урочище располагались больница, дом отдыха, а с начала 70-х гг. – санаторий МВД Украины «Хутор Вольный».

    В 1980 г. археологами были исследованы фундаменты древнерусского каменного храма рубежа XII-XIII вв. – на месте уничтоженной церкви Рождества Пресвятой Богородицы 1900-1902 гг. В 1987 г. пещеры и древнерусские храмовые фундаменты были объявлены памятниками археологии. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории г. Киева начали в пещерах археологические раскопки.

    С 1992 г. пещеры и древнерусские храмовые фундаменты Церковщины находятся в ведении Музея истории г. Киева.

    В 1999 г. Музей заключил с монастырем в Голосеевской пустыни договор о совместных мероприятиях по возрождению пещер Церковщины. Согласно этому договору, священноиноки Голосеевской обители начали совершать регулярные богослужения (с 27 августа 1999) в пещерном храме прп. Феодосия Печерского и совместно с Музеем охранять пещеры от проникновения вандалов в перерывах между сезонами раскопок.

    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Подземные ходы Церковщины
    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Подземные ходы Церковщины
    В 2001 г. – в 900-летие основания Гнилецкого монастыря и 100-летие учреждения «Скита Пречистыя» – МВД Украины передало Голосеевской пустыни один из корпусов санатория «Хутор Вольный», а именно – здание недостроенного в начале XX в. Свято-Николаевского храма. В кельях при храме поселились иноки, и Церковщина стала скитом Голосеевской пустыни.

    В 2003-2005 гг., трудами братии во главе со скитоначальником игуменом Тихоном (Софийчуком), прихожан и благотворителей, Свято-Николаевский храм обрел церковное архитектурное завершение.

    26 февраля 2010 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, скит в Церковщине обращён в самостоятельный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Святыни

    Чтимой святыней Свято-Николаевского храма и всей обители в Церковщине является список чудотворной иконы Божией Матери "Пантанасса" ("Всецарица"). Широкая известность вернулась и к пещерам Церковщины, в которых продолжаются археологические исследования и которым необходимы укрепление и реставрация.

    Наместники

    Богослужение

    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Никольский храм. Вид с юго-запада
    Киевский Богородице-Рождественский монастырь в урочище "Церковщина". Никольский храм. Вид с юго-запада
    Богослужение ежедневное. Вечернее: пятница, суббота – 16.00. Утренние молитвы, Полунощница: суббота – 7.00, воскресенье – 9.00, праздники – 8.00. Литургия: суббота – 8.00 (в пещерном храме), воскресенье – 10.00 (в храме свт. Николая), праздники – 9.00. Акафист пред иконой Божией Матери «Пантанасса»: ежедневно, кроме пятницы и субботы – 18.00.

    Престольные праздники

    Рождество Пресвятой Богородицы (праздн. 8 сентября), свт. Николая Чудотворца (пам. 9 мая и 6 декабря) и прп. Феодосия Печерского (пам. 3 мая, 14 августа, 28 августа и в Неделю 2-ю Великого поста).

    Использованные материалы

    Редакция текста от: 28.10.2016 10:27:06

    "КИЕВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ЦЕРКОВЩИНЕ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
    в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
    в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google