ИГНАТИЙ (БИРЮКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г.
Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г.
Игнатий (Бирюков) (1865 - 1932), архимандрит, преподобноисповедник.

Память 15 сентября, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

В миру Иван Адрианович Бирюков, родился 25 мая 1865 года в городе Бирюче Острогожского округа Воронежской губернии (ныне Белгородской обл.) в семье крестьян Адриана Павловича и Екатерины Николаевны Бирюковых. Кроме крестьянских работ, Адриан Павлович хорошо знал кузнечное ремесло.

Обучался в Бирюченском городском училище. Здесь он участвовал в хоре и полюбил пение, особенно церковное. Бирюковы были прихожанами Успенской церкви, где церковным хором управлял старший брат Ивана, Михаил. В этом же хоре пел и сам Иван и еще четверо его братьев. Церковное пение оказало огромное воспитательное влияние на Ивана, который от природы был мальчиком шаловливым. Постепенно чтение церковных книг, и особенно житий святых, склонило его к мысли об иночестве. Мать, души не чаявшая в своем сыне, из всех детей особенно выделявшая и любившая Ивана, которого она ласково называла касатиком, просила его не уезжать далеко, а пойти в ближайший к городу Бирючу Валуйский монастырь Воронежской епархии.

9 октября 1878 года в возрасте 13 лет он поступил в Валуйский Успенский Николаевский монастырь. Служил келейником наместника монастыря архим. Игнатия (Алексеевского); нес клиросное послушание, управлял монастырским хором.

Став регентом, Иван принялся за изучение теории вокальной и инструментальной музыки, научился играть на скрипке и на фисгармонии; игра его на этих инструментах хотя и не была профессиональной, но вполне достаточной для изучения вокала. В 1888 году он издал нотный сборник — догматики восьми гласов знаменного распева. Было у него несколько произведений собственного сочинения, но Иван по смирению не стал их издавать, и они все остались в рукописи. Будучи страстным любителем церковного пения, он с необыкновенным рвением исполнял послушание монастырского регента, за что стал получать выговоры от настоятеля, так как эта ревность не по разуму в исполнении монастырского послушания привела к печальным последствиям: Иван заболел туберкулезом, и у него открылось кровотечение. Настоятель пригласил из Валуек врача и просил его взяться за лечение регента. Врач посоветовал длительный отпуск. Архимандрит Игнатий благословил послушника отправиться в семимесячный отпуск, который ему должно было провести в путешествии по святым местам и Афону.

В январе 1894 года Иван отправился в Киев, где прожил неделю, молясь у киевских святынь. В Киеве он получил заграничный паспорт для проследования в Иерусалим, на Афон и обратно в Киев и по железной дороге проехал в Одессу, где сел вместе с другими паломниками на пароход, плывший на Святую Землю. От Одессы до Яффы пароход шел две недели. Первая остановка была в Константинополе, где пароход простоял двое суток. Дорогой останавливались в Пиреях, Смирне, Александрии и в Бейруте. Из Яффы по узкоколейной железной дороге проехали 22 февраля в Иерусалим. На Святой земле он пробыл более месяца.

В Фомино воскресенье он принял благословение у Патриарха Герасима и вместе с другими паломниками выехал в Яффу; через пять дней пароход доставил их на святую гору Афон.

На Афоне Иван пробыл три месяца, проживая в разных русских монастырях и проходя в них различные послушания: он пел, переписывал ноты и делал многое другое, исключая чтение при богослужении.

После праздника святого великомученика и целителя Пантелеимона Иван вместе с другими паломниками отправился с Афона в Россию, куда прибыл 5 августа. Праздник Успения Божией Матери он провел в Почаевской Лавре, а 25 августа вернулся в начальный пункт своего путешествия — Киево-Печерскую Лавру. Здесь в конторе Палестинского общества он оставил проездной билет общества от Киева по святым местам, на Афон и обратно, который обошелся ему в тридцать семь рублей пятьдесят копеек.

Затем он вернулся в Валуйский Успенский Николаевский монастырь. Путешествие чрезвычайно благотворно сказалось на состоянии его здоровья, на родину он вернулся бодрым и полным сил. Настоятель, опасаясь за его здоровье, освободил его от клиросного служения. Работал помощником повара, трапезного, был звонарем, келейником настоятеля и учителем в монастырской школе грамоты.

В 1896 году Иван был официально зачислен в число послушников монастыря.

20 декабря 1897 года на тридцать третьем году жизни он был пострижен настоятелем, архимандритом Игнатием, в монашество с наречением ему имени Игнатий.

В 1898 году епископ Иосиф (Соколов) рукоположил его в Алексеево-Акатовом монастыре в сан иеродиакона. Через два года епископ Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил его в Воронежском Митрофаньевском монастыре в сан иеромонаха. С этого времени он снова стал управлять монастырским хором (до 1917 года).

В 1900 году назначен помощником настоятеля.

В 1908 году вследствие повторного ухудшения здоровья иеромонах Игнатий с разрешения настоятеля и епархиального начальства был отпущен в путешествие по святым местам России. Он побывал в Троице-Сергиевой и Александро-Невской Лаврах и в Валаамском монастыре. Восстановив силы, он через полтора месяца вернулся в родной монастырь. В 1910 году здоровье его снова расстроилось, врачи, лечившие его в Валуйках, посоветовали ему отправиться в путешествие, и настоятель благословил поехать на Кавказ. Иеромонах Игнатий побывал на Новом Афоне, в Сухум-Кале, в Команах, в Новороссийске и Краснодаре.

3 февраля 1912 года скончался архимандрит Игнатий, и иеромонах Игнатий был избран братией настоятелем Валуйского Успенского Николаевского монастыря. Епархиальное начальство утвердило этот выбор, и 19 апреля 1912 года он был возведен в сан игумена, а впоследствии — архимандрита.

Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, отец Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.

В марте 1917 года в монастыре был произведен обыск, а настоятель помещен под домашний арест, через неделю он был отпущен.

В марте 1918 года архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком к председателю Рындину, который потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Власти потребовали, чтобы монастырь выплатил восемьсот тысяч рублей контрибуции, а братия — десять тысяч рублей. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти, а также вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм.

По возвращении в обитель отец Игнатий вызвал братию в настоятельские покои, объявил о решении советской власти. Избранные от братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств, которых в сумме оказалось всего десять тысяч сто пять рублей. Утром следующего дня все было представлено настоятелем в Валуйский исполком.

Через три дня после этих событий было совершено нападение на обитель. Часов в десять вечера группа из тридцати вооруженных людей ворвалась в монастырь и приступила к в поискам, как они говорили, оружия и золота. Обыск был начат с кельи настоятеля, а затем обыскали кельи всей братии, но ничего не нашли. Озлобленные бесполезностью поисков, они, угрожая оружием, запретили монахам выходить из келий, потребовали открыть собор и привели туда отца Игнатия. Отец Игнатий стал на колени и молился, а разбойники, приставив два револьвера к его голове, требовали, чтобы он сказал, где спрятано монастырское золото. В монастыре не было никогда золотых вещей, и лишь некоторые богослужебные сосуды были серебряными. Все деньги уже были взяты властями. Разъяренные молчанием настоятеля, нападавшие стали стрелять над его головой. Затем вывели архимандрита Игнатия на паперть, раздели и, оставив стоять на морозе, отправились обыскивать номера монастырской гостиницы, забрав из церковных кружек несколько найденных копеек. Юноша-послушник под угрозой расправы принес последнюю выручку от продажи свечей, которой набралось пятьдесят два рубля. В два часа ночи нападавшие, забрав деньги, покинули монастырь.

23 апреля 1920 г. о. Игнатий был возведен в сан архимандрита.

В 1924 году власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч (тогда - с. Будённое), где некоторое время жил у родственников.

4 января 1926 года переехал в Воронеж. Но к служению он приступил не сразу: заболев тифом, он пролежал в болезни более двух месяцев.

Архиепископ Петр (Зверев) назначил руководителем церковного народного хора. В этой должности он служил до августа 1929 года. Был епархиальным духовником в Алексеево-Акатовом монастыре.

С 22 января 1928 г. временно управляющий Воронежской епархией после ареста архиеп. сщмч. Петра (Зверева) еп. Козловский Алексий (Буй) стал поминать за богослужением только патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского), перестав поминать заместителя местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). 7 марта 1929 г. еп. Алексий (Буй) был арестован. В июле 1929 г. архим. Игнатий как епархиальный духовник послал просителей в Ленинград к еп. Гдовскому Димитрию (Любимову) и еп. Копорскому Сергию (Дружинину), но получил отказ принять их под свое окормление. В конце августа того же года посетил в Ново-Московске Бахмутского еп. Иоасафа (Попова), назначенного еп. Димитрием управляющим иосифлянскими приходами Воронежской епархии. Получил от еп. Иоасафа указания по организации епархиального пресвитерского совета.

По информации о. Дамаскина, летом 1929 года архимандрит Игнатий попросил отпуск ввиду пошатнувшегося здоровья. Получив отпуск, он отправился в город Задонск, где остановился у своей племянницы, и прожил здесь около двух недель. Затем он приехал в Валуйки и остановился у своего племянника. Прожил он здесь два дня и оба дня надолго уходил молиться к стенам монастыря, после чего поехал в Киев, где, остановившись у знакомых, прожил три дня. После возвращения в Воронеж отец Игнатий прослужил неделю и подал прошение об увольнении его на покой.

12 февраля 1930 года был арестован по делу группы священнослужителей и мирян, названных ОГПУ по имени еп. Алексия (Буя) «буевцами».

Пасху 1930 года он встретил в тюрьме. Вместе с ним в камере были священники, монахи и миряне, и в частности протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев. Начиная с Великого Четверга Страстной седмицы они совершали богослужение утром и вечером — по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти.

Архимандрит Игнатий был обвинен в том, что он являлся “фактическим руководителем монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию”. Виновным себя не признал.

28 июля 1930 года на заседании Коллегии ОГПУ слушалось “дело”, по которому обвинялось тридцать восемь человек, в том числе и архимандрит Игнатий. Он был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.

30 апреля 1931 года Коллегия ОГПУ изменила приговор, постановив выслать его на весь оставшийся срок в Северный край.

В том же году Коллегия ОГПУ увеличила срок заключения до 10 лет, постановив выслать тяжелобольного архимандрита в Казахстан.

27 сентября 1932 года скончался в Казахстане. Место погребения неизвестно.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Сочинения

  • Валуйский Успенский Николаевский муж. мон-рь: Его прошлое и настоящее. Валуйки, 1899.

Награды

  • орден св. Анны III ст. (1879) [1]

Литература, документы

  • ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19237;
  • Архив УФСБ по Воронежской обл. Д. П-24705;
  • Акиньшин А. Сщмч. Алексий Воронежский // Правосл. жизнь: Прил. к «Правосл. Руси». 1995. № 8 (548);
  • Польский. Ч. 2. С. 189-190;
  • Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 7, 42, 44, 327, 328;
  • Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Правосл. Церковь: По мат-лам следств. и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 284.

Использованные материалы



[1]  Воронежские епархиальные ведомости, 1879, № 11, 186.

Редакция текста от: 25.03.2015 18:47:46

"ИГНАТИЙ (БИРЮКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google