ИОАНН ЕВХАИТСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн Мавропод (греч. Ἰωάννης Εὐχαΐτων ο Μαυρόπους [1]) (XI в.), митрополит Евхаитский, святитель

Память 14 июня, 5 октября.

Иоанн по прозванию Мавропод, византийский ритор, поэт, писатель и педагог. Жил при императоре Константине Мономахе, имел большое влияние на ход просвещения в Византии и сыграл важную роль в качестве советника, энкомиаста и выразителя политики Константина IX. Уже в зрелом возрасте был облечен саном митрополита. Принимал участие в восстановлении константинопольской высшей школы.

Родился в конце X или в начале XI века в Клавдиополе в Пафлагонии, в семье чиновников. В юности переехал в Константинополь, где завершил образование и приобрел огромные познания, что позволило ему окружить себя учениками и открыть в столице в своем доме частную школу, в которой преподавал риторику, философию, право, изучал с учениками произведения Демосфена, Исократа, Лисия, Григория Богослова. Обучение в школе Иоанна Мавропода было бесплатным, так как он считал, что нельзя торговать наукой и брать деньги за благородное дело – воспитание молодёжи. Точная дата открытия школы неизвестна, но очевидно, что это произошло до 1028 - 1034 годов, когда туда пришел учиться Михаил Пселл, с тех пор их связывала крепкая дружба. Его учениками также были ведущие интеллектуалы XI века - Константин Лихуд и Иоанн Ксифилин.

После 1043 года, благодаря посредничеству Пселла, был приближен ко двору императора Константина IX Мономаха и примкнул к кружку, сложившемуся вокруг будущего патриарха Константина Лихуда.

Тогда же принял участие в создании юридической школы в монастыре вмч. Георгия в Манганах, целью которой было готовить чиновников для центрального и провинциального государственного аппарата. Был составителем одной из новелл (дополнений к кодексу законов) императора Константина IX Мономаха об учреждении юридического училища и должности номофилака, приравненного к сановным сенаторам.

В декабре 1047 года Иоанн Мавропод в качестве придворного ритора составил речь о восстании Льва Торника, в которой призвал императора проявить милость и человеколюбие по отношению к соратникам мятежника [2].

Через несколько лет, после 1048 года, он попал в немилость, но при этом был назначен митрополитом города Евхаиты, в Еленопонте в Малой Азии. Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), ученые приходят к противоположным выводам о датировке избрания Иоанна Мавропода митрополитом Евхаитским: согласно Любарскому и Карпозилосу, это произошло ок. 1050 года, при имп. Константине IX Мономахе; как считает Каждан, - несколько позже, в 1060-х, при имп. Константине X Дуке. Согласно Любарскому, после отставки Константина Лихуда в 1050 году положение Иоанна Мавропода, равно как и его друзей и сподвижников Пселла и Ксифилина, значительно ухудшилось.

Иоанн Мавропод был вынужден принять свое новое назначение, которое воспринимал как ссылку. После отъезда его из Константинополя его переписка с Пселлом стала интенсивнее. Судя по ней он надеялся вернуть себе прежнее положение, а Пселл выступал за него ходатаем перед императором (защищал от клеветников из Евхаит; готовил аудиенцию у императора; рассказывал в письмах, как император отнесся к посланиям Иоанна Мавропода из Евхаит).

Иоанн Мавропод вернулся в Константинополь после 1075 года и принял постриг в монастыре св. Иоанна Предтечи в квартале Петра. Именно ему приписывается энкомий основателю этого монастыря прп. Вара [3].

С Иоанном Евхаитским связано установление в царствование императора Алексея I Комнина, т. е. после 1081 года, совместного празднования Собора вселенских учителей и святителей. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Скончался мирно, прожив более 100 лет [4].

Служба в честь Иоанна Мавропода составленна его племянником китонитом и императорским нотарием Феодором и помещена в рукописи Vat. Palat. gr. 138 под 5 октября, возможно, это и был день кончины святителя.

Труды

Оставил 77 писем, несколько слов и ряд ямбических стихотворений: эпиграммы на предметы культа в искусства, эпиграммы, загадки, обращения к своему дому, рассказ о первом знакомстве с семьей императора и т. п. Существует и этимологический лексикон Иоанна Евхаитского.

Религиозные произведения Иоанна Мавропода также весьма разнообразны. С большой вероятностью ему принадлежит около 160 канонов, среди которых особое место занимают "венки" канонов - группы из 8 канонов на 8 гласов, написанных в честь какого-нибудь праздника или святого.

Среди прозаических агиографических сочинений Иоанна Мавропода особенно важны похвалы святым, связанным с Евхаитами, прежде всего вмч. Феодору Тирону. Также ему принадлежит похвала благочестивой евхаитской жене Евсевии, похоронившей Феодора Тирона.

Иоанн Мавропод - автор ряда Житий современных ему святых, например прп. Дорофея Нового († 1045).

Составленные по различным поводам проповеди Иоанна Евхаитского являются источником, содержащим информацию о взаимоотношениях Византии и печенегов. Так, речь, произнесенная в 1047 г. в день памяти вмч. Георгия Победоносца, повествует о чуде, которое помогло Константину IX Мономаху подчинить печенегов, когда те в 1046 г. перешли Дунай.

Сомнительно приписывание свт. Иоанну авторства акафиста Иисусу Сладчайшему (см. акафист).

Издания:

  • в "Патрологии" Миня (СХХ, 1039-1200)
  • "Joannis Euchaitarum metropolitае, quae in codice Vaticano graeco 676 supersunt" (Геттинг., 1882; отзыв проф. Васильевского, в "Ж. M. Н. Пр.", 1882, 8).

Литература

  • Биография и характеристика у G. Dreves, "Stimmen aus Maria-Laach 26" (1884).
  • Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 398
  • Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 395-396
  • Ἡ Ἐκκλησία καί οἱ Ἀρχαῖοι. Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Χίου, Ψαρῶν καί Οἰνουσσῶν κ. Μάρκου:
  • Apostolos Karpozèlos, 'Ιωάννης Μαυρόπους. Συμβολή στή μελέτη τοῦ βίου καί τοῦ ἔργου τοῦ Ἰωάννη Μαυρόποδος, - Ioannina 1979. 25x19,5. 274 ρ.:
  • Иоанн Мавропод. Краткая биографическая справка, портал Богослов.Ру :
  • Гузик, М. А. Культура Византии. Истоки православия: учеб. слов. / М. А. Гузик. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта: 2012, С. 105:
  • Любарский Я. Н., Рецензия на: Ἀ. Καρπόζηλος. Συμβολὴ στὴ μελέτη τοῦ βίου καὶ τοὺ ἔργου τοῦ Ἰωάννη Μαυρόποδος. Ἰωάννινα, 1979, Византийский Временник. Том 43 (68), С. 262-264:
  • Бартикян Р. М., Аннотация: Ἀ. Καρπόζηλος. Συμβολὴ στὴ μελέτη τοῦ βίου καὶ τοὺ ἔργου τοῦ Ἰωάννη Μαυρόποδος. Ἰωάννινα, 1979, , Византийский Временник. Том 43 (68), С. 280-281:

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Луховицкий Л.В., "Иоанн Мавропод" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 434-435:
  • "Иоанн Мавропод", проект Хронос :



[1]  р.п. Μαυρόποδος - "черноногий"

[2]  Iohannis Euchaitorum Metropolitae. N 186. P. 178–195

[3]  BHG, N 212. См. так же Заец О. Н., Вар, Православная энциклопедия. - Т. 6 -2009, С. 553: http://www.pravenc.ru/text/154065.html

[4]  Άγιος Ιωάννης επίσκοπος Ευχαΐτων "ο Μαυρόπους", сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.) http://www.saint.gr/2671/saint.aspx

Редакция текста от: 31.10.2015 21:33:32

"ИОАНН ЕВХАИТСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google