СЕРАПИОН ТМУИТСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серапион Схоластик (+ ок. 356-370), епископ Тмуитский, святитель, исповедник [1], выдающийся духовный писатель IV века

Память 21 марта [2], 7 февраля (Греч.)

Имел широкое светское образование и был известным ритором. Около 282 года был назначен начальником огласительного Александрийского училища. Однако Серапион отказался от суетной мирской учёности ради монашеской жизни и стал учеником преподобного Антония Великого. Впоследствии был избран игуменом.

Вскоре после того, как в 326 году святитель Афанасий вступил на Александрийскую кафедру, он призвал из пустыни своего "друга и товарища" Серапиона и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте). Воспринявший это как волю Божию, святой Серапион вместе со святым Афанасием встал на защиту Православия, находившегося под угрозой из-за арианских смут. Будучи сослан в Рим, Афанасий писал Серапиону письма, наставляя в руководстве Церковью.

Святитель Серапион был в числе ста египетских епископов, подписавших оправдательное послание в защиту святителя Афанасия ко всем православным епископам. Выступил горячим сторонником Афанасия и на Сардикийском Соборе.

Когда святитель Афанасий в третий раз занял Александрийскую кафедру, он направил святителя Серапиона на Запад, ко двору императора Констанция и папы Римского святителя Ливерия, поставив его во главе делегации епископов и священников, чтобы противостоять опасностям, исходящем от козней ариан. Созомен так писал об этом:

Между тем Афанасий узнал, что при дворе строятся против него козни и, не имея дерзновения отправиться сам, да и не предвидя от этого пользы, избрал из египетских епископов пятерых, между коими был Серапион тмуитский, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие, и послал их к царю... [3].

Святитель Серапион постоянно писал Афанасию, чтобы получить разъяснения по встававшим перед Церковью сложным догматическим вопросам. Александрийский архиепископ отправил своему другу четыре важных догматических послания, в которых, в опровержение новой ереси македониан, утверждалась Божественность Святого Духа.

Несмотря на многие заботы, связанные с епископским служением, святитель Серапион не оставлял своим попечением и насельников монастырей, преимущества жизни в которых красноречиво обозначил в "Письме к монахам" ("Έιστολη πρός μοναζοντας"):

Из вас - авва Антоний, достигший верха подвижничества, которого жизнь, преданная письму, есть у вас. Из вас - Аммун, авва Иоанн, авва Макарий - просиявшие добродетелями: они творили чудеса и представляли другие доказательства своей святости. Прогоняя по воле Божией демонов, врачуя тяжкие болезни и разные страдания, показали, что врачебная наука слаба. Болезни, которых не могли исцелять врачи, исцелялись моливою святых и сильною верою. Но вы сами знаете это лучше меня: вы жили с ними, равно и отцы ваши [4].

Преподобный Антоний Великий находился в "искренней дружбе" с Серапионом, посвящал его в содержание своих видений о положении Церкви. Святителям Серапиону и Афанасию отец пустынников завещал перед смертью две свои милоти, обозначив этим, что дух его почил на них. Когда Антоний Великий скончался, Серапион обратился к его ученикам с письмом:

Мир потерял великого заступника, а Небеса приобрели великого человека. Мир горний получил того, кого искал, мир земной потерял того, кем обладал [5].

За свою смелую защиту святителя Афанасия Серапион по приказанию императора был сослан. Из места ссылки святой поддерживал посланиями других египетских епископов, скрывшихся в Диокесарии Палестинской. В частности, в письме к епископу Евдоксию он говорит об опасности греха и непоколебимости Церкви Христовой среди гонений и испытаний:

Не малодушествуй в скорби, но благодушествуй верою, не впадай в болезни, но будь твёрд и не греши. Не считай болезни тяжестью; тяжёл - один грех. Быть больным дело общее и для добрых, и для худых; а грешить, как видим, свойственно худым. Кто в болезни, болезнь его умрёт вместе со смертью; а кто грешит, того грех найдёт и там, за гробом. Болезнь следит за нами до гроба, а за мертвецом за гроб не следует; но грех тайно губит и живых, а ещё более поражает умерших, обнаруживает свой огонь и мучит грешника. Это, возлюбленный брат! написал я с тем, чтобы ты не предавался малодушию, а хранил себя во Христе. Надобно смотреть, наконец, на то, что есть Бог - Защитник. Он на несколько отступает и опять берёт под Свой покров; на несколько оставляет и опять защищает; никогда не оставляет Он Церкви; врата адовы не одолеют её (Мф. 16, 18). Итак, покажи силу твоей добродетели перед Богом Всевидцем, чтобы во всём ты был благоугоден Ему [6].

Вскоре Серапион получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру.

Год кончины святителя Серапиона точно не известен. Одни полагают, что он скончался ранее Селевкийского Собора 359 года [7]. Другие относят его смерть к 366 году. В Западных месяцесловах дата кончины указывается как 370 год [8].

Труды

Христианская древность считала Серапиона весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширной для своего времени эрудицией. Блаженный Иероним Стридонский писал:

Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу "О надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". При императоре Констанции был известен как исповедник [9]. Не знаю, чему больше дивиться, - учёности ли его светской или знанию Священного Писания [10].

Помимо упомянутого жития преподобного Антония (ныне известно только в славянском переводе), сохранилось также известное только на коптском языке житие преподобного Макария Великого. Составленные Серапионом "Монашеские правила" ("Regula ad monachos") дошли до нас в латинском переводе.

"Книга против манихеев" ("Liber adversus manicheos"), состоящая из 27 глав, впервые стала известна в извлечениях Сикста Синенского. Полный её латинский перевод, сделанный в XVI веке Франциском Туррианом, впервые напечатан Генрихом Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев", кроме блаженного Иеронима, говорят святители Епифаний в сочинении "О ересях" и Фотий Великий, поставивший её автора в один ряд со святителем Титом Бострийским.

"Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды святителя Серапиона по изучению Священного Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат сомнению. Святитель Филарет Черниговский указывает толкования Серапиона в своде толкований на Осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской святого Марка (№ 15). Профессор А. А. Дмитриевский сообщает о толкованиях Серапиона в своде на Пятикнижие Моисеево по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216).

О сочинении Серапиона - "Полезные послания к разным лицам" - мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем Серапиона к епископу Евдоксию и к монахам.

А. А. Дмитриевский в пергаментной рукописи X-XI века, принадлежащей библиотеке лавры святого Афанасия на Афоне, нашёл сочинение Серапиона литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое Дмитриевский называет "Евхологием", важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока - Василия Великого и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". О древности "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий.

Литература

  • Свт. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский, Историческое учение об отцах церкви, т. II, СПб., 1882.
  • Дмитриевский А., "Евхологион IV века Сарапиона, еписк. Тмуитского", Труды Киевской дух. академии, 1894, февраль.

Использованные материалы

  • "Серапион епископ Тмуитский", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт., М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. III, с. 592-594 ("[7 февраля] Память святителя Серапиона, епископа Тмуитского"); т. IV, с. 486-488.



[1]  "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390.

[2]  "[7 февраля] Память святителя Серапиона, епископа Тмуитского", Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт., М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. III, с. 592-594. В сноске на с. 592-593 сказано: "Отсутствующая в византийских Синаксарях память этого великого исповедника Православия находится под 7 февраля в Евангелиарии Parisianus gr. 282 (IX в.), л. 233. "Римский Мартирологий" относит её к 21 марта, смешивая святого с Серапионом Синдонитом. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена". Под 21 марта "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" отмечена в "Житиях" свт. Филарета Черниговского (Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390) и прп. Иустина (Поповича) (https://svetosavlje.org/sr/zitija-svetih-4/22/).

[3]  Созомен, Церковная история, кн. IV, гл. 9.

[4]  Цит. по: "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 390.

[5]  "Письмо на смерть св. Антония".

[6]  Цит. по: "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389-390.

[7]  В "Житиях" Макария Симонопетрского: "около 356 г.".

[8]  См., напр., "St. Serapion the Scholastic", страница римо-католического месяцеслова Catholic Online, http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=2501

[9]  Иероним Стридонский, О знаменитых мужах, гл. 99.

[10]  "Память святого Серапиона, епископа Тмуинского" / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 389.

Редакция текста от: 07.05.2016 21:56:38

"СЕРАПИОН ТМУИТСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google