ЮРЕНЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Георгий (Юрий) Николаевич Юренев (1887 - 1937), староста церкви, мученик

Память 7 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 8 декабря 1887 года в Витебске в семье дворянина, управляющего Витебским отделением государственного банка статского советника Николая Николаевича Юренева и его второй жены Каролины (Елены) Карловны Россели. От первого брака у Н. Н. Юренева были две дочери, от второго - четыре сына: Николай, Юрий, Владимир, Сергей. Отец скончался в 1902 году, когда старшему сыну Николаю было 17, Георгию - 15, Владимиру - 9 лет, Сергею - 6 лет.

В 1906 году Георгий Николаевич окончил Витебскую Александровскую мужскую гимназию и, последовав семейной традиции, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, который закончил в 1910 году.

С 1910 года работал помощником секретаря канцелярии Витебского окружного суда. В 1912 - 1914 годах был секретарем канцелярии. С 1914 года был городским судьей в Витебске. В 1914 году получил чин титулярного советника.

Будучи разносторонне одаренным человеком, он проявил себя в музыке, являясь отличным пианистом, охотно участвовал в благотворительных концертах.

В июле 1917 года был назначен судьей административного суда в Витебском уезде.

С 28 октября по 25 декабря 1918 года работал заведующим столом пищевых продуктов отдела заготовок Витебского губернского продовольственного комитета.

В 1918 году его патриотическая статья "Отечество" была напечатана в журнале "Витебское Церковно-Общественное Слово" (№7). Он писал:

"...Живы ли в душе русского человека его старая вера и любовь к отечеству? В этом году пасхальные дни выявили могучую волну религиозного чувства... Нет сомнений, святая Русь не умерла. Но жива ли Россия?... Называть себя русским у нас не было принято и до Керенского. "Русское общество" вызывало к себе сразу подозрительное отношение... У нас, в России, устраивались польские, латышские, еврейские организации, и в них видели высокие идеи, и только русские вызывали упреки в русском национализме... Да, я думаю, отечество не сознавалось нами... Россия не жива, Россия, может быть, будет. Но для этого нам надо познать истинное несчастье и, выбившись из-под ярма своим трудом, своей волею, своим подвигом, очистившись в пламени испытаний от мелочной трусости, возвысившись идеальным чувством любви к отечеству, тогда лишь с гордостью сознать и заявить открыто всему мiру: "Я - русский".

С 1919 года работал помощником контролера в Витебском губернском отделе Рабоче-крестьянской инспекции. Проживал в Витебске вместе с матерью и двумя братьями - Владимиром и Сергеем, братья его работали в Витебском отделении Московского археологического института. Георгий Николаевич принимал активное участие в церковной жизни города.

В мае 1920 года арестован советскими властями и выслан из Витебска. При этом был реквизирован дом семьи по адресу Дворцовая, д. 8. Было приказано выехать из города в 24 часа. Семья смогла взять с собой немногое: книги, картины и кое-что из обстановки. Поселился в Твери (в 1931-1990 - Калинин) и, поскольку юридическая деятельность была для него закрыта, работал статистиком-экономистом в городском отделе здравоохранения, а также был старостой в одной из тверских церквей. Впоследствии племянница Георгия Николаевича - Ольга, дочь его брата Владимира, вспоминала, что "он был очень религиозен, и от этого у него были неприятности".

15 марта 1936 года был вновь арестован и заключен в тюрьму Калинина. 8 мая обвинен "в участии в контрреволюционной церковной организации" и в срыве мероприятий советской власти. Виновным себя не признал. 27 августа 1936 года приговорен ОСО НКВД СССР к трем годам лагерей и направлен в Карагандинский ИТЛ, где работал экономистом.

10 ноября 1937 года арестован в лагере и обвинен в том, что, "отбывая наказание в Карлаге НКВД, входил в состав контрреволюционной группировки, именуемой «истинно-православная церковь», принимал участие в периодических сборищах этой группы, занимался распространением провокационных слухов среди заключенных и контрреволюционной агитацией", совершал обряды, "в том числе и панихиды по Николаю Романову". Проходил по групповому делу "Дело архиепископа Сергия (Зверева), иеромонаха Феофана (Адаменко) и др. Карлаг, 1937 г."

Из протокола допроса:

- Чем Вы руководствовались, когда запрещали Шеремет-Шевченко читать антирелигиозную литературу, в частности журнал "Безбожник"?
- Запрещать что-либо Шеремет-Шевченко я не мог. Видя у него журнал "Безбожник", говорил ему, что сам я его не читаю как человек верующий. А если он верующий, то и ему считаю неполезным читать вообще антирелигиозную литературу.
- Признаете ли себя виновным?
- Категорически отрицаю обвинение полностью. Подтверждаю, что я с детства православный христианин, в то же время заявляю, что мне не известна ни в лагере, ни на воле группировка "Истинно Православная Церковь", ни в каких собраниях в лагере ни разу не принимал участие, и о них от других не слышал".

20 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговорен к расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение. По одному делу вместе с Г. Н. Юреневым были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле архиепископ Елецкий Сергий (Зверев), иеромонах Феофан (Адаменко), священник Василий Краснов, протоиерей Николай Романовский и его сын Антон Романовский.

28 ноября 1957 года Г. Н. Юренев был реабилитирован президиумом Карагандинского областного суда по 1937 году репрессий, а в 1964 году был реабилитирован президиумом Калининского областного суда по 1936 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Использованные материалы

Редакция текста от: 07.04.2018 17:32:27

"ЮРЕНЕВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google