РОЗАНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Петр Федорович Розанов (1864 - 1930), протоиерей, священноисповедник

Память в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в июне 1864 года в селе Спасском-Андреевском Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя.

В 1887 году окончил Московскую духовную семинарию.

Женился на Анастасии Васильевне. У них впоследствии родилось девять детей: Сергей, Александр, Борис, Алексей, Василий, Иван, Мария, Анна, Евгения. Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию.

4 января 1888 года был определен во священника ко храму святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Меткино Подольского уезда Московской губернии.

До назначения в храм о. Петра церковь находилась по бедности прихода в неустроенном состоянии. При личном старании настоятеля храм стал приходить в более благолепный вид: внутренние стены храма были окрашены вместо клеевой краски - масляной, украшены живописью, большой разбитый колокол в 120 пудов был перелит в 150 пудов, храм обнесен каменной оградой.

О.Петр открыл в селе церковноприходскую школу, с 1902 по 1918 год был в ней заведующим и законоучителем. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках была тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию и своих детей, собрал замечательную библиотеку.

24 февраля 1903 года был назначен духовником священнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда.

О.Петр был человеком духовным, службу вел строго. К нему часто приходили за советом, помощью и поддержкой.

После 1919 года (?) был возведен в сан протоиерея.

В 1920-е годы овдовел.

В 1923 году уволился за штат, но продолжал служить в храме до его закрытия в 1930 году.

В феврале или апреле 1929 года рабочие кирпичного завода в Белых Столбах решили похоронить в церковной ограде, прямо напротив алтаря храма, рабочего Горшкова, бывшего при жизни одним из самых активных безбожников в Меткине. Пока они рыли могилу, вокруг них собрались возмущенные жители села. "Зачем коммуниста у алтаря храма хороните?! Здесь хоронить таких не место! Это безобразие - хотят хоронить без священника!" - кричали собравшиеся. И, отобрав у рабочих лопаты, они выгнали их за ограду храма. Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Власти не вызвали тогда священника и диакона для допроса, так как все понимали, что священнослужители здесь ни при чем. Однако позднее это дело послужило поводом к аресту о.Петра Розанова и диакона о. Павла Любимова, старосты церкви Григория Владимировича Сазина и учительницы Хоргиной, хотя они не имели отношения к этому инциденту.

К концу 1929 года сотрудники местного ОГПУ стали собирать сведения о церковно- и священнослужителях в Меткине, обвиняя их в том, что они "собираются тайно... обсуждают мероприятия и как лучше провести свои цели, направленные против советской власти, колхозного строительства деревни и других мероприятий". В 1929 году священник Петр Розанов, придя на перевыборное собрание сельсовета, не хотел уходить. В результате, по мнению властей, агитации священника, диакона и старосты храма намеченные коммунистами кирпичного завода кандидаты в члены сельсовета были отведены, а вместо этого предложены другие - и в частности, церковный староста.

8 октября 1929 года отец Петр был вызван на допрос, и ему было предъявлено обвинение в антисоветской агитации и хулиганстве. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал:

"Я среди граждан совершенно никакой агитации не вел по поводу похорон. И не знал совершенно, что рабочего Белостолбинского кирпичного завода будут хоронить за оградой. Когда ударили в колокол, то я предполагал, что произошел какой-либо случай. Но оказалось, что это произошло хулиганство. Шедши около ограды, около публики, я не останавливался и ни с кем не разговаривал, поэтому я виновным себя в подстрекательстве граждан села Меткина в совершении хулиганства в день похорон совершенно не признаю".

15 января 1930 года власти провели собрание граждан села, на котором было принято решение: "Церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации".

2 февраля 1930 года священник Петр Розанов был арестованы и заключен в тюрьму в городе Кашире. Следователь, перечислив вопросы, его интересующие, попросил на них ответить священника.

– В отношении похорон в ограде церкви рабочего кирпичного завода безбожника Горшкова, – сказал священник, – я никакого в этом участия не принимал. Во время проповедей я говорил прихожанам, чтобы они воспитывали своих детей в страхе Божьем, чтобы те боялись и любили Бога как своего Отца Небесного. В отношении самих родителей я говорил, чтобы они сами были примером для своих детей. В отношении своей дочери – я не позволял ей, чтобы она вступала в пионерскую организацию, как распущенная.
– Что можете еще сказать по существу? – спросил следователь.
– Вся моя вина в том, – ответил священник, – что я совершал и исполнял свои обязанности: проводил богослужения, совершал требы, учил своих прихожан, как должно себя и своих детей воспитывать. Вины своей я не признаю ни в чем.

Проходил по групповому делу "дело священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова, Московская о., 1930 г.", по этому же делу проходил староста церкви Григорий Владимирович Сазин.

Следствие было закончено, священника, диакона и старосту обвинили

"в... преступлении, направленном к подрыву советской власти путем агитации против колхозного строительства, против закрытия церкви, против всех мероприятий, проводимых советской властью в деревне... Ввиду того, что по делу собрано недостаточно доказательств для предания виновных суду... расследование прекратить, но, принимая во внимание усилившуюся активность и сопротивление социалистическим мероприятиям советской власти... а равно социальную опасность обвиняемых (Розанов – священник, Сазин – церковный староста, Любимов – дьякон)... дело на Розанова, Сазина и Любимова направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства".

3 марта 1930 года все обвиняемые по этому делу были приговорены к трем годам высылки в Северный край. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать.

23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей. Все имущество о.Петра забрали, семью выгнали из дома, в доме расположилось правление колхоза. Затем семью пустили в дом, но жить им пришлось на кухне.

По игум. Дамаскину, 30 августа 1930 года осужденные были высланы в Архангельскую область, где вскоре протоиерей Петр Розанов и диакон Павел Любимов скончались.

По БД ПСТГУ, О. Петр был этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения. Через год после ареста пришло письмо о.Петра с Соловков. Он писал, что "здесь цинга, бани год не было". Скончался в ноябре 1930 года в лагере.

Протоиерей Петр Розанов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.

Награды

  • набедренник (1905)
  • скуфья (1909)
  • камилавка (1914)
  • наперсный крест (1919)

Использованные материалы

Редакция текста от: 20.02.2018 21:40:10

"РОЗАНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google