Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗАВАДОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Николай Яковлевич Завадовский (1870 - 1933), протоиерей

Родился в 1870 году в селе Тынское Нарымского края Томской губернии в семье священника.

В 1890 году окончил курс Томской духовной семинарии по 1-му разряду [1].

В 1891 году рукоположен в священника к Иннокентиевской церкви с. Вороновское Уртамской волости [2].

С 1 ноября 1893 года исполнял обязанности наблюдателя за церковноприходскими школами в благочинии №5 [3].

1 февраля 1894 года освобожден от должности наблюдателя в благочинии №5 и назначен наблюдателем за церковноприходскими школами в благочинии №4 [4].

С 23 марта 1894 года назначен духовником Томской духовной семинарии и настоятелем домовой церкви при Томской духовной семинарии [5].

С 1900 года - настоятель церкви во имя святителя Иннокентия Иркутского при Томской духовной семинарии [6].

С 1901 года состоял членом экзаменационной комиссии по испытанию священно-церковнослужителей по священнической, диаконской и псаломщической программе. Был членом Томского епархиального ученического совета, епархиального попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии, духовником этой семинарии и законоучителем в младших классах Томского епархиального женского училища и образцовой церковноприходской школы при семинарии.

С 27 сентября 1915 года был казначеем Комитета Томского благотворительного общества в пользу раненых воинов [7].

С декабря 1919 года до 20 мая 1920 года находился в Томском Алексеевском монастыре. Закрытие монастыря в апреле 1920 года "проводилось бестактно, не учитывая религиозных чувств и настроений. Помимо монашествующих, в помещении монастыря находилась школа, в которой обучалось до 200 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Несмотря на это, община получила распоряжение от уездного Ревкома освободить монастырь в течение двух дней. Мало того, что указанный срок делал нормальное переселение совершенно невозможным, оно ещё пришлось на дни Пасхи, праздника, особо чтимого всеми верующими. В своем протесте против действий властей отец Николай Завадовский, председатель общины, указывая на эти моменты, писал: «Издавна, тысячелетия дни страстной недели и Пасхи являлись днями религиозных настроений. Дни поста и молитвы для верующих не пустой звук, а настоящая потребность души и сердца. Члены общины говеют, исповедуются, причащаются. Проводят время вдали от житейской суеты, в раздумьях, в душевном равновесии. Это дни душевного очищения, дающие силу и успокоение на целый год. В это время поступает требование убраться священникам из помещений, когда все и вся должны обращаться к Церкви, когда путь службы церковной посвящен воспоминаниям далеких событий, священных для каждого верующего. Священники почти целые дни и ночи в церквях, с ними толпы исповедующихся ... И в это время предлагается им искать квартиры, устраивать свои земные дела, бросить заботу о молящихся . . . Как будто нарочно сделано так, чтобы омрачить спокойствие» [8].

Затем переехал в село Павловское под Барнаулом.

В 1921 году был осужден Алтайским Губчека на один год, так как он в 1905 году посещал собрания Союза русского народа. В конце того же года он освобожден по амнистии.

В мае 1923 года арестован органами ГПУ, освобожден через три месяца.

В 1924 - 1926 годах служил в селах Подстепновском и Гоньбе.

В мае 1926 года был переведен в Барнаул и назначен настоятелем Знаменского собора и благочинным барнаульских церквей.

13 июля 1927 года был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации, после следствия его дело было передано на рассмотрение Тройки при Секретном отделе ОГПУ.

Из обвинительного заключения от 15 июля 1927 года:

"Завадовский Николай Яковлевич с 1894 г. был духовником Томской семинарии, состоя духовником, Завадовский проявил себя, как ярый черносотенец, вступил в члены союза русского народа, где принимал деятельное участие. Чтоб выслужиться перед епископом Томским Макарием, Завадовский занимался систематическими доносами на семинаристов, а так же состоял экзаменатором образцовой школы при Томской семинарии, сам лично вербовал семинаристов в Союз русского народа. В 1905 г. Союз русского народа в г. Томске устроил демонстрацию с благословения епископа Макария и при участии Завадовского, которой был совершен погром и поджоги... В связи с вспыхнувшим Чумышским восстанием, Завадовский вел агитацию против Советский власти, группировал около себя зажиточную часть населения и распространял среди населения контрреволюционную литературу, за что Алтайской Губчека был осужден на один год концлагеря".

В июне мес. 1923 г. в момент обострения международного положения, в связи с посланной СССР нотой Керзона, Завадовский среди населения села Павловска, распространял провокационные слухи: что вот Англия предложила советской власти передать власть в другие руки, и что коммунистам скоро будет петля. В это же время Завадовский у себя на квартире собирает иоанитов и распространяет среди них провокационные слухи контрреволюционного характера.

В 1926 г. в связи с событиями на Востоке и выделением оппозиционной группы компартии, Завадовский ведет агитацию, что на Востоке группируется против советской власти наши генералы Семенов и др. войска, которые вместе с Чан-Цзо-Лином рассчитаются с коммунистами, говоря об этом Завадовский добавляет: «наступило время, что господь услышал нашу молитву и избавит нас от этих насильников». В разговорах с прихожанами, по отношению возникшей в компартии оппозиции говорит: «коммунисты разбились на две партии, вожди оппозиции по отношению к ЦК заняли непримиримую позицию - это признак, что коммунисты отцарствовались и, наконец-то, их разгонят». В связи с последними международными событиями Завадовский окрылен надеждами начала войны, а вместе с этим и надеждой на падение советской власти, вновь начал вокруг себя группировать лиц, враждебно настроенных к советской власти торговцев, в разговоре с которыми, говорил: "много мы терпели, но не далеко то время, когда придет и забвение от этих извергов веры христовой и Русь святая вновь воспрянет от всем ненавистного ига варваров-большевиков".

"Привлеченный в качестве обвиняемого по настоящему делу Завадовский Николай Яковлевич виновным себя не признал и показал: "контрреволюционной агитацией не занимался и таковую не вел, членом русского не был, но собрания такового всегда посещал".

23 сентября 1927 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке в Сибирь на три года с последующим лишением права проживания в некоторых местностях СССР в течении трех лет. 24 октября он был отправлен в Канский округ.

Вновь арестован 7 февраля 1933 года в Бийске, 8 апреля 1933 года осужден по ст. 58-2, 10, 11 УК судебной Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю и приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 11 апреля 1933 года в городе Новосибирске.

19 декабря 1957 года дело прекращено Алтайским краевым судом за отсутствием состава преступления. 4 июля 1993 года реабилитирован по делу 1927 года прокуратурой Алтайского края.

Награды

  • набедренник
  • скуфья
  • камилавка
  • наперсный крест (1907, от Св. Синода)

Использованные материалы

  • Лебедев В.В., Лебедева Н.И., История жизни и смерти протоиерея Николая Завадовского // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: метаморфозы творчества : интеллектуальные ландшафты (конец XIX в.-начало XXI в.), - Омск : ОмГУ, 2003, с. 200-202:
  • Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998 // Упр. архивного дела администрации Алтайского края, 1999 г., с. 171-172:
  • "Завадовский Николай Яковлевич" // Общество "Мемориал", страница проекта "Жертвы политического террора в СССР":



[1]  Выпускники Томской духовной семинарии / Выпуск 1890 года, генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tomsksem.html. Разрядный список учеников всех классов Томской духовной семинарии составленный ... после годичных испытаний за 1889-90 уч. г. // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть неофициальная). - 1890.- № 13 (1 июля) - c. 29: http://elib.tomsk.ru/purl/1-426/ Алфавитный список учеников Томской духовной семинарии за 1889-90 учебный год // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть неофициальная). - 1890.- № 19 (1 октября) - c. 15: http://elib.tomsk.ru/purl/1-463/

[2]  Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, с. 410-411, 468: http://kargasok.cerkov.ru/files/2016/02/Нарымская_голгофа.pdf. Список священников Томской епархии, коим Духовною Консисториею назначается преподавание кати(е)хизаторских поучений по воскресным дням, в 1893 году // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1892.- № 24 (15 декабря) - c. 4: http://elib.tomsk.ru/purl/1-514/

[3]  Распоряжения Епархиального начальства. От Томского епархиального училищного совета // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1893.- № 22 (15 ноября) - c. 5: http://elib.tomsk.ru/purl/1-3112/

[4]  Распоряжения Епархиального начальства. От Томского епархиального училищного совета // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1894.- № 4 (15 февраля) - c. 7: http://elib.tomsk.ru/purl/1-3142/

[5]  Распоряжения Епархиального начальства. Определения на должности, перемещения и увольнения // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1894.- № 8 (15 апреля) - c. 1: http://elib.tomsk.ru/purl/1-3146/

[6]  Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, с. 410-411: http://kargasok.cerkov.ru/files/2016/02/Нарымская_голгофа.pdf

[7]  Годичное общее собрание членов благотворительного в пользу раненых воинов Кружка дам духовнаго звания в г. Томске // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть неофициальная). - 1915.- № 20 (15 октября) - c. 876: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349391/index.html

[8]  ГАТО. Ф. 200. Оп. 1, Д. 19. Л. 6. Цитата по книге Коголь Т.Н. Взаимоотношения русской православной церкви и государства в первое десятилетие Советской власти: (исторический анализ на материалах Западной Сибири) - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005, с. 73: http://books.google.com/books?id=hjePAAAAMAAJ

Редакция текста от: 28.12.2017 07:26:52

"ЗАВАДОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google