Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНИАМИН (ЗЫКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вениамин (Зыков) (1870 - 1937), архидиакон, преподобномученик

Память 19 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых

В миру Зыков Василий Иосифович, родился 28 февраля 1870 года в пос. Нижнетагильский Завод Верхотурского уезда Пермской губ. (ныне г. Нижний Тагил Свердловской обл.), в семье кузнеца.

В 1894 году поступил в Верхотурский Никольский монастырь, по собственному признанию о.Вениамина - "как только встал на ноги, ушел в монастырь". 1 января 1896 года зачислен в число братии. Вскоре переведен в екатеринбургский архиерейский дом.

В 1899 года пострижен в монашество с именем Вениамин, 11 апреля того же года рукоположен во иеродиакона. 6 декабря 1903 года по собственному прошению возвращен в Верхотурский монастырь.

12 сентября 1907 года, в день памяти перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского, Екатеринбургский и Ирбитский еп. Митрофан передал в дар настоятелю монастыря игум. Ксенофонту (Медведеву) и иеродиакону Вениамину священническое и диаконское облачения, сшитые имп. Александрой Феодоровной.

В послужном списке о. Вениамина за 1913 год отмечено, что он "качеств очень хороших, к послушаниям способен и усерден". Отличался ревностью в монашеской жизни, прямым характером.

Во время кощунственного вскрытия мощей прав. Симеона Верхотурского, устроенного властями 25 сентября 1920 года, в день празднования перенесения мощей святого, о. Вениамин был единственным, кто громко возгласил: "А мы верили и будем верить угоднику Божиему праведному Симеону, и прошу вас не кощунствовать!" В тот же день инок был арестован по обвинению в "открытой агитации и сопротивлении вскрытию мощей", доставлен в ГубЧК. Следователь написал заключение о том, что

"архимандрит Ксенофонт и архидиакон Зыков Вениамин являются непримиримыми контрреволюционерами, определенно ведущими классовую борьбу против освобождения человечества, а потому... заслуживают применить высшую меру наказания - расстрел".

2 октября 1920 года о. Вениамину было предъявлено обвинение в "контрреволюционной деятельности", неподчинении распоряжениям власти и призывах к восстанию. 24 ноября к обвинениям добавили расхищение монастырского имущества, и дело было передано в Губревтрибунал. 28 июня 1921 года коллегия Екатеринбургской ГубЧК приговорила архим. Ксенофонта и о. Вениамина к двум годам принудительных работ без содержания под стражей.

11 октября церковноприходской совет при храмах Верхотурского монастыря обратился в ЧК с ходатайством об освобождении архим. Ксенофонта и архидиак. Вениамина и разрешении им вернуться в Верхотурье. 28 ноября 1921 года ГубЧК вынесла постановление о досрочном освобождении иноков. О. Вениамин вернулся в Верхотурский Никольский монастырь.

В 1924 году он был снова арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей, заключен на шесть месяцев в тюрьму.

В августа 1925 года был вновь арестован в числе братии Верхотурского монастыря в ходе следствия по делу о распространении "контрреволюционного" письма обновленческого епископа Николая Соловья (Соловейчика), в конце 1923 года эмигрировавшего из России и публиковавшего за границей заявления антисоветского характера. Письмо, найденное в Верхотурском монастыре, было написано Соловьём в Сан-Франциско и содержало фразы о том, что ряд важнейших мероприятий и реформ обновленческого синода "создаются и вырабатываются под давлением секретного отдела ОГПУ". Верхотурские иноки были помещены в тюрьму в Нижнем Тагиле, обвинялись "в сношениях с белогвардейщиной, находящейся на содержании американских янки в Сан-Франциско, и в распространении контрреволюционного воззвания с призывом к вооруженной борьбе против советской власти". На заседании Уральского областного суда, которое проходило 20-22 октября 1925 года, часть обвиняемых была приговорена к различным срокам заключения, о. Вениамина признали невиновным в "антисоветской деятельности", но как "социально-опасный элемент" он был лишен права проживания в течение года в Кунгурском, Ирбитско-Туринском и Нижнетагильском округах Уральской обл. Он поселился в пос. Касли Уральской обл., служил в местной церкви, до 1932 года поддерживал переписку с архим. Ксенофонтом (Медведевым).

13 марта 1937 года был арестован вместе с другими клириками каслинского храма как "активный участник к/р группировки церковников", заключен в тюрьму в Челябинске. Проходил по групповому делу "Дело архимандрита Ардалиона (Пономарева), протоиерея Александра Можаева и других. Челябинская обл., г. В.Уфалей, 1937 г." . На допросах он не отрицал, что в связи с участившимися закрытием церквей и арестами священнослужителей вел "антисоветские и контрреволюционные" разговоры:

Из протокола допроса о.Вениамина от 13 марта 1937 года:

"Я говорил: сошел же враг на землю с великой яростью. Весь мир во зле на слуг антихриста. Гонения на христиан и на духовенство надо претерпеть. Скоро придет то время, когда религия восторжествует и покарает большевиков. Я использовал каждый случай собраний верующих, пользуясь авторитетом монашеской деятельности, преподносил им изречения из Священного Писания и в разъяснениях хулил советскую власть, призывал укреплять религию и протестовать против арестов священников. Я ничего не боюсь и иду открыто"

13 июня 1937 года особым совещанием при УНКВД СССР был приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в пос. Майское Бескаргайского района Павлодарской обл.

В ноябре 1937 года вновь был арестован, проходил по групповому делу "Дело архимандрита Григория (Ребезы) и др. г. Павлодар, 1937 г.". На допросе о. Вениамин сказал:

"В Майском трудовом поселке я жил на одной квартире со ссыльными, также служителями религиозного культа… Часто пели божественные песни... При разговорах мы всегда вспоминали царскую власть, одновременно осуждали советскую власть".

1 декабря 1937 года постановлением тройки при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 2 декабря 1937 года в два часа ночи в Павлодарской обл. Место погребения неизвестно.

17 мая 1956 года был реабилитирован президиумом Павлодарского облсуда, а 4 сентября 1959 года - прокуратурой Челябинской области.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

С 2013 года память прмч. Вениамина (Зыкова) по неизвестной причине исключена из календаря Русской Православной Церкви, выпускаемого Издательством Московской Патриархии.

Литература

  • Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Арх. № 19537. Т. 4; Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. № 0789.
  • Книга Памяти жертв полит. репрессий: Нижний Тагил, 1920-1980-е годы. Екатеринбург, 1999;
  • Болтина В. Д., Шевелева Л. В. Книга скорби: Расстрельные списки. Павлодар, 1999;
  • Нечаева М. Ю. За стенами древней обители: Четыре века истории Верхотурского Николаевского мон-ря. Екатеринбург, 2000. С. 65, 68-69

Использованные материалы

Редакция текста от: 02.12.2017 13:21:29

"ВЕНИАМИН (ЗЫКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google