Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БААЛШАМЕМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Барельеф с изображением триады почитавшихся в Пальмире божеств. Верховное божество Баалшамем (в центре) и божества луны Аглибол (слева) и солнца Малакбел (справа). Рельеф из Бир-Вереб (Сирия). Лувр.
Барельеф с изображением триады почитавшихся в Пальмире божеств. Верховное божество Баалшамем (в центре) и божества луны Аглибол (слева) и солнца Малакбел (справа). Рельеф из Бир-Вереб (Сирия). Лувр.
Баалшамем (c хананейско-аморейск букв. «хозяин небес», арам. Баалшамин, араб. Баалсамин) в западносемитской языческой мифологии бог - владыка неба.

В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца. В финикийской теогонии Санхунйатона - Филона Уран, очевидно, соответствует Баалшамем, его сын - Эл, восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принес в жертву Урану (Баалшамему) своего сына.

Почитание Баалшамема было широко распространено в Сирии с конца II тыс. до н. э.. В ханаанейско-арамейском пантеоне стал верховным божеством.

В эллинистическую эпоху Баалшамем отождествлялся с Зевсом и Юпитером (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в т. ч. и за пределами Сирии).

В Пальмире Баалшамем - глава триады богов (помимо Баалшамема в нее входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Бел - Иарихбол - Аглибол) первенствующее положение.

Судя по эпитетам Баалшамема («великий и милосердный», «добрый и воздающий»), вокруг его культа в I-III веках н. э. складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии. С культом Баалшамема, вероятно, генетически связан культ бога, именовавшегося «Тот чье имя благословенно в вечности» (его имя было запретным). Этот бог мог занимать место Баалшамема (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во II-III веках.

Почитание Баалшамема было засвидетельствовано в Эдессе еще в V веке н.э.

В древнеарабской мифологии Баалшамем (Баалсамйн) почитался в Набатее и у сафских арабов.

В Армении культ Баалшамема (под именем Баршам) получил распространение после завоевательных походов Тиграна Великого в Месопотамию и Палестину, откуда он вывез статую божества:

Сам он спускается в Месопотамию и, найдя там статую Баршамина из слоновой кости и хрусталя, оправленных серебром, велит отвезти и установить ее в аване Тордан [1]

Использованные материалы

  • Мифологический словарь. Главный редактор Е. М. Мелитинский. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Стр. 82, ст. 'Баалшамем'.



[1]  Мовсес Хоренаци, История Армении в трёх частях, кн. II, гл. 14: "О царствовании Тиграна Среднего и отпоре греческим войскам; о строи­тельстве храмов и о походе в Палестину": http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html#_ftnref121

Редакция текста от: 03.12.2017 16:25:51

"БААЛШАМЕМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google