Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЕЧЕТОВСКИЙ ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Печетове. Нач. XXI века. Фото с сайта Тверской епархии
Храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Печетове. Нач. XXI века. Фото с сайта Тверской епархии
Храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Печетове (Кимрское багочиние Тверской епархии)

Первое документальное упоминание о храме в селе Печетове относится к 1628 году. Тогда он представлял из себя небольшой деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы.

Позднее рядом с существующей церковью появилась другая, тоже деревянная, в честь святителя Николая Чудотворца.

22 августа 1752 года обе церкви сгорели. Антиминсы и иконы были спасены. Прихожане с причтом обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Вениамину (Пуцек-Григоровичу) с прошением разрешить построить новую деревянную церковь в честь великомученика Димитрия Солунского с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы. Их прошение было удовлетворено. После выдачи храмоздательной грамоты строительство храма началось.

В январе 1756 года на имя тверского архиерея было послано доношение прихожанки храма, местной помещицы, вдовы полковника П.В. Боркова Авдотьи Яковлевны о завершении строительства церкви и готовности ее к освящению. Новопостроенный храм оказался тесным для совершения богослужений, что особенно сказывалось в праздничные дни при наплыве богомольцев.

12 июня 1819 года местный помещик, генерал-лейтенант, генерал-адьютант Павел Васильевич Голенищев-Кутузов от имени причта и прихожан послал епархиальному архиерею Филарету (Дроздову) прошение о постройке нового каменного храма в селе Печетове. Архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Глаголевский) наложенной резолюцией санкционировал строительство храма и приказал выдать храмоздательную грамоту.

Уже с самого начала строительства возникли проблемы. Как выяснилось, собранных денежных средств оказалось недостаточно. Голенищев-Кутузов вынужден был обратиться в Тверскую духовную консисторию с прошением о выдаче ссуды в размере 10 тысяч рублей. Просьба была отклонена; строительство храма - прекращено.

26 марта 1822 года Голенищев-Кутузов вновь обращается к тверскому архиерею с прошением разрешить возведение храма по новому проекту, требующему меньших затрат. 13 апреля того же года владыка утвердил новый проект храма.

20 июня 1835 года граф П.В. Голенищев-Кутузов письменно извещал тверского архиерея о завершении строительства храма.

Освящение храма совершено 15 августа 1835 года архиепископом Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым) в сослужении местного духовенства. В октябре этого же года были освящены и придельные храмы: правый, во имя святителя Николая Чудотворца - архимандритом Троицкого Калязинского монастыря Афанасием и левый, во имя великомученицы Параскевы Пятницы - протоиереем Воскресенского собора города Корчевы Иоанном Хохловым.

Старая церковь с колокольней вскоре была снесена. На ее месте в память о бывшем храме была построена деревянная часовня.

В мае 1890 года в Тверскую духовную консисторию было направлено прошение причта и прихожан храма о распространении (пристройке) трапезной, которое было удовлетворено. После распространения трапезной в приделах были устроены новые иконостасы, стены расписаны масляной краской живописцем из села Селихова Корчевского уезда Платоном Пальцевым.

В конце 1937 года храм лишился своего последнего настоятеля. В 1938-1939 годах богослужения в храме уже не проводились.

В годы Великой Отечественной войны в храме располагался колхозный зерносклад. Позднее помимо зерна сюда свозили стройматериалы, в холодильниках хранили мясо, обрабатывали (солили) шкуры коров.

В 1960-1970 годах была разрушена надгробная часовня с прахом графа А.Л. Голенищева-Кутузова, разорению подверглась и могила. В те же годы был разорен склеп под храмом, где покоились останки строителя храма П.В. Голенищева-Кутузова и его супруги.

В конце 1980-х храм оставался бесхозным.

Начало 1990-х годов ознаменовалось первыми попытками возрождения храма. Местные энтузиасты во главе с О.М. Симаковой и Г.М. Бакун начали проводить очистку здания церкви от мусора, металлолома и разного рода хлама, оставшегося от прежних владельцев (колхозных складов). Тогда же рабочие Благотворительного общественного Центра "Сельская церковь" покрыли рубероидом крышу трапезной с приделами и произвели некоторые другие работы, предохраняющие храм от дальнейшего разрушения.

12 ноября 1992 года был зарегистрирован приход храм святого великомученика Димитрия Солунского. Тогда же благочинный Кимрского округа, настоятель кимрского Преображенского собора протоиерей Иоанн Басюк в присутствии верующих провел в храме первый после почти полувекового забвения молебен.

После этого здесь периодически стали проходить богослужения, совершаемые священнослужителями Кимрского благочиния во главе с благочинным Евгением Морковиным.

С мая 2000 года богослужения в храме становятся регулярными.

Летом 2003 года возле храма, в металлической оградке, были установлены надгробные плиты из разоренного в прошлом склепа строителя храма П.В. Голенищева-Кутузова и его супруги. Между плитами - крест в память последнего настоятеля, священника Моисея Пузыревича.

Архитектура

Храм выстроен в cтиле классицизма. Полуциркулярная апсида была перекрыта конхой. Храмовая часть в плане представляла собой четверик со световым барабаном, перекрытый куполом и увенчанный луковичной главкой на тонкой шейке. Южный и северный фасады его украшены портиками с двумя центральными полуколоннами тосканского ордера и увенчаны фронтонами.

Трапезная бесстолпная, с двумя приделами. Фланкируют трапезную две двухъярусные колокольни, увенчанные декоративными барабанчиками с главками - явление исключительное в зодчестве тверской земли. Западный фасад (притвор) украшен фронтоном с шестью полуколоннами. Под фронтоном надпись крупными буквами, отлитыми из чугуна с позолотой: "Благословлен грядый во имя Господне". Эта надпись с остатками позолоты сохранилась до настоявшего времени. Под храмом имелись сводчатые помещения. Главный престол храма был пятиярусным. Престолы придельных храмов - двухъярусные. Своды и стены расписаны живописью, полы выложены белокаменными плитами (в трапезной и притворе полы дощатые).

Настоятели

Использованные материалы

Редакция текста от: 14.10.2017 20:15:45

"ПЕЧЕТОВСКИЙ ДИМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google