Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВГЕНИЙ (ШЕРЕШИЛОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евгений (Шерешилов), еп. Астраханский и Енотаевский. Фотография 1880-х годов (РГИА)
Евгений (Шерешилов), еп. Астраханский и Енотаевский. Фотография 1880-х годов (РГИА)
Евгений (Шерешилов) (1826 - 1897), епископ б. Могилёвский и Мстиславский

В миру Николай Демидович Шерешилов, родился 13 апреля 1826 года в Чернигове в семье соборного диакона. В 8 лет осиротел. Некоторое время был вожаком у слепого дяди, пока не был принят на попечение проф. Киевской духовной академии Я. К. Амфитеатрова. В 1848 году, перед смертью, Яков Козьмич попросил позаботиться о Шерешилове своего брата Антония (Амфитеатрова).

Обучался в Киевском, затем в Черниговском духовных училищах, в 1843-1849 годах - в Киевской духовной семинарии. С 1849 года обучался в Киевской духовной академии, которую окончил в 1853 году по 1-му разряду.

5 июня 1853 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре, 25 июля рукоположен во диакона. 13 сентября рукоположен во иерея и назначен преподавателем Свящ. Писания в Киевской духовной семинарии.

22 марта 1855 года получил степень магистра богословия.

8 марта 1856 года назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры.

В 1857/58 учебный год исполнял обязанности инспектора Киевской духовной семинарии.

13 июня 1858 года переведен в Ярославскую духовную семинарию в качестве инспектора и преподавателя богословия.

22 апреля 1861 [1] года назначен ректором Черниговской духовной семинарии и настоятелем Нежинского Благовещенского монастыря.

14 мая того же года возведен в сан архимандрита.

В Черниговской духовной семинарии в разное время преподавал Свящ. Писание, библейскую историю, общую церковную историю, историю Российской Церкви, богословие, литургику, гомилетику, педагогику. Был редактором "Черниговских епархиальных ведомостей" (с 1 июля 1861), директором попечительного о тюрьмах комитета (с 15 июля 1861 по 1 января 1868), членом духовной консистории, почетным членом губернского присутствия по обеспечению православного духовенства (с 1866 по 1867), членом училищного совета (с 1867). Все время пребывания в Чернигове состоял членом духовной консистории.

11 декабря 1868 года назначен ректором и профессором Литовской духовной семинарии. При отъезде из Чернигова пожертвовал в черниговскую семинарию свою значительную библиотеку, за что получил благословение от Св. Синода. В Литовской епархии с 16 мая 1869 года также являлся директором попечительного о тюрьмах комитета, редактором «Литовских епархиальных ведомостей» (с 1 марта 1869 по 1 января 1870), цензором духовных сочинений.

16 мая 1870 года был назначен, а 9 августа - хиротонисан во епископа Брестского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре. Определен 1-м викарием Литовской епархии с поручением в управление Гродненского Коложского Борисоглебского мужского монастыря.

10 [13, 15] февраля 1875 года был переведен на Ковенское викариатство той же епархии и назначен настоятелем Пожайского Успенского мужского монастыря.

Особое внимание уделял исправлению нарушений уставного богослужения, которые были очень частыми в практике приходских священников.

16 мая 1877 года назначен епископом Минским и Бобруйским. С 1878 года в связи с изменением наименования епархии получил титул "Минский и Туровский".

По его инициативе в 1878 году состоялось торжественное празднование памяти покровителя Минской епархии свт. Кирилла Туровского; издано собрание трудов святителя [2]. В предисловии еп. Евгений писал, что цели издания были не столько научные, сколько практические, чтобы с личностью и трудами святителя ознакомились священнослужители Минско-Туровской епархии.

В 1878 году после ремонта состоялось освящение главного престола кафедрального собора во имя апостолов Петра и Павла в Минске и придела во имя свт. Кирилла Туровского. Ко дню освящения придела еп. Евгений составил тропарь святителя и ему величание. В 1878 года по инициативе еп. Евгения проводились ремонтные работы в храме Ляденского Благовещенского монастыря: расширен иконостас, сделана новая крыша, возведен купол. В том же году в минской тюрьме еп. Евгений освятил домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1880 году - церковь во имя свт. Димитрия Ростовского для учениц Минской женской классической гимназии.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 епископ Евгений предоставил под лазарет часть архиерейского дома, где было более 50 мест для раненых, за что был награжден знаком отличия Красного Креста.

Заботясь о распространении духовного образования, в 1879 году еп. Евгений открыл одногодичное приходское училище при Минском архиерейском доме, несколько воскресных и церковноприходских школ, для проверки деятельности семинарий и духовных училищ учредил ревизионные комитеты. При нем священный сан получали исключительно лица, имевшие богословское образование; для причетников проводился специальный экзамен, не выдержав который они увольнялись за штат.

4 июля (по др. сведениям, 26 июня) 1880 года переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Синодальный указ об этом был получен в Минске 4 августа, а 8 числа этого месяца преосвященный уже оставил Минск.

Руководил строительством храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Астрахани. 29 сентября 1885 года освятил его главный придел и открыл церковноприходскую школу. Особое внимание уделял епархиальной библиотеке. Перестроил ее здание на свои средства и на средства привлеченных им жертвователей, а 23 ноября 1883 года освятил. Подарил библиотеке много книг, ее фонд составил ок. 5,3 тыс. томов. Устроил в библиотеке зал, вмещавший 1 тыс. чел., для внебогослужебных чтений, которые открылись 4 декабря 1883 года.

В 1885 года в честь 1000-летия со дня кончины св. равноап. Мефодия основал в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство ревнителей веры, которое проводило миссионерскую работу, внебогослужебные чтения; в здании братства помещались епархиальная библиотека, книжный склад, редакция «Астраханских епархиальных ведомостей» и церковно-школьный совет (до учреждения самостоятельного епархиального училищного совета). Проводил публичные собеседования с раскольниками в зале епархиальной библиотеки, в декабре 1884 года были открыты епархиальный склад книг, брошюр и икон, павильоны для продажи книг (до того в Астрахани не было книжного магазина, работала только книжная лавка Комиссии народных чтений учебной направленности). Основал епархиальный дом призрения бедных и престарелых духовного звания.

В 1884 году вышло высочайшее постановление об открытии церковноприходских школ. За короткий срок еп. Евгений учредил школы почти при всех храмах в Астрахани и при многих церквах в уездах. В затруднительных случаях он привлекал жертвователей, которые строили школы стоимостью в десятки тысяч рублей. Вскоре вместо небольших помещений стали появляться школьные здания с квартирами для учащихся и помещениями, пригодными для внебогослужебных чтений. По отзывам наблюдателя церковноприходских школ свящ. М. Благонравова, еп. Евгений, "открывая школы, внимательно следил за ходом учебно-воспитательного дела в них. Он часто посещал школы; целые часы просиживал на уроках учителей и законоучителей; присутствовал на экзаменах не только выпускных, но и переводных - в младшем и среднем отделениях". В связи с увеличением численности церковноприходских школ не хватало диаконов-учителей. В епархии из-за недостатка кандидатов много священнических и диаконских мест оставались вакантными. Евгений открыл доступ на диаконо-учительские места учителям министерских школ, которые поставлялись после специального экзамена. Наиболее достойные впоследствии возводились в сан священника.

Еп. Евгений обустроил епархиальное женское духовное училище. Заботами архиерея и частью на его средства были построены здания для церкви, спален, столовой, квартир учащихся. По воспоминаниям современников, архиерей "ежедневно приезжал на постройку, лазил по подмосткам и подвалам... делал указания - словом, вникал во всякую даже мелочь". К началу XX века здание училища было одним из лучших в Астрахани в архитектурном отношении.

По инициативе и благословению еп. Евгения Троицкая церковь бывшего астраханского Троицкого монастыря была обращена в зимний собор. 23 ноября 1885 года еп. Евгений освятил его главный престол. При нем совершилось возвращение отобранной у Астраханского духовного училища в пользу Астраханской гимназии церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. В гимназии, как и в других светских учебных заведениях Астрахани, были устроены домовые храмы.

16 декабря 1889 года назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским.

Его заботами в епархии были организованы воскресные народные чтения и открыты читальни. При войсковом Александро-Невском соборе Екатеринодара (ныне Краснодар) начало работу Александро-Невское братство, имевшее несколько складов с апологетической литературой. В Ставропольской епархии еп. Евгений занимался делами объединившегося при нем (1892) Андреевско-Владимирского братства. На свои средства он устроил при братстве центральный книжный склад, который по издательским ценам отпускал книги духовного содержания и школьные принадлежности. В епархии братство открывало свои отделения и книжные лавки.

Еп. Евгений ввел практику внебогослужебных бесед, открыл 50 священнических вакансий, чтобы священники могли по очереди отправлять службу на хуторах, где из-за удаленности населения от храма создавалась благоприятная почва для развития сектантства. Тогда же был достроен новый архиерейский дом и сооружено новое здание епархиального свечного завода с церковью, школой на 60 детей и летней архиерейской дачей. При вступлении еп. Евгения в управление епархией в ней насчитывалось ок. 200 помещавшихся при сторожках церковноприходских школ, в которых училось 6 тыс. детей. Через несколько лет школ было уже 327, а учащихся - ок. 13 тыс. За это время в приходах было построено 100 новых школьных зданий.

17 июля 1893 года перемещен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру.

В 1895 года в Могилёве отмечалось 25-летие его архиерейского служения.

10 августа 1896 года был уволен на покой, проживал в Киеве.

Скончался 22 марта 1897 года. Похоронен в церкви над Дальними пещерами в Киево-Печерской лавре.

Епископ Евгений отличался находчивостью, живым, острым умом. Как епархиальный архиерей был весьма доступен, вел ежедневный, кроме праздничных дней, прием с 8 часов утра. Сначала принимал просителей из простонародья, которые обычно приходили рано утром, а затем из духовенства и светских лиц. Современники отмечали его способность подбирать помощников. По воспоминаниям, он,

"обладая огромной силой воли и твердым характером... не любил не только в чем-либо кривить душой, но и делать угодное по просьбе высших или близких ему лиц. Не ища ни славы, ни почестей, ни наград, он всегда поступал так, как указывали ему долг и совесть. Никогда он не просил о переводе... на другую должность или место, всегда был доволен, куда бы его ни назначили".

Все свои средства еп. Евгений отдавал нуждающимся и на благотворительные цели. При отъезде из Астрахани в Ставрополь у него не осталось денег на дорогу, и он прибег к займу. После смерти архиерея имущества по описи у него осталось всего на 90 р.

Сочинения

  • Слова и речи. Минск, 1880; Великопостные размышления. Могилёв, 1894.

Награды

  • набедренник (8 ноября 1855)
  • орден св. Анны 2-й степени

Литература

  • Литовский гос. ист. архив. Ф. 1210. Д. 136, 1828-1914.
  • Строев. Списки иерархов. С. 1013-1014;
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 60;
  • Краткий ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890. С. 15;
  • Восп. о в Бозе почившем еп. Евгении. Ставрополь, 1897; ПБЭ. Т. 2. Стб. 109;
  • Благонравов М. Д. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602-1902 гг.). Астрахань, 1902. С. 162-182;
  • Саввинский И. И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903. С. 265-266;
  • Летницкий И. Н. Преосв. Евгений, бывш. еп. Астраханский (22 мр. 1897 г.): Некролог. Астрахань, 1897;
  • он же. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства в Астраханской епархии. Астрахань, 1903. С. 12;
  • Яременко М. В. Євгеній (Шерешило/Шерешилов Микола Демидович) // Київська духовна академія в іменах: 1819 - 1924. У 2-х т. / Упор. та наук. ред. М. Л. Ткачук, відп. ред. В. С. Брюховецький. – Київ: Вид. дім «Києво- Могилянська академія», 2015. - Т. 1. - С. 501–504

Использованные материалы

  • А. В. Дубаков, И. А. Маякова. "Евгений (Шерешилов)" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 85-86
  • Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 - 1893) / составил С. Г. Рункевич. - Минск : Типолитография Б. И. Соломонова, 1893, с. 111 - 117:



[1]  По др. данным - 21 апреля 1861 года. См. Рункевич С.Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 - 1893)), 1893, с. 116

[2]  Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского.Туров; Минск, 1880; переизд.: Творения св. Кирилла, еп. Туровского: Памятник литературы XII ст. Туров; Минск, 2002

Редакция текста от: 20.08.2017 16:02:02

"ЕВГЕНИЙ (ШЕРЕШИЛОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google