Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРПУХОВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серпуховский храм во имя пророка Божия Илии
Серпуховский храм во имя пророка Божия Илии
Серпуховский храм во имя пророка Божия Илии, на Торгу (Серпуховское благочиние Подольской епархии)

Церковь святого пророка Божия Илии впервые упоминается в Сотной 1552 года как деревянная. Однако возведена она была намного ранее и является древнейшей церковью серпуховского посада. Во всяком случае, к моменту составления Сотной Ильинский храм уже находился в самой населённой части города, в конце главной улицы посада - Егорьевской (Большой), ведущей из Москвы, перед въездом в крепость. Близ него стояло 20 дворов зажиточных горожан («торговых людей», кузнецов), 38 дворов более скромного достатка и ещё было 10 пустых дворовых мест.

К середине XVII века туда был перенесён городской торг, храм стал именоваться "церковь св. пророка Илии, что на торговой площади".

После знаменитого пожара 1669 года, когда деревянные постройки города сгорели полностью, уничтоженный огнем приходской посадский храм в 1684 году был вновь выстроен в камне. Через пятьдесят лет храм настолько обветшал, что, по свидетельству члена Серпуховского духовного правления архимандрита Высоцкого монастыря Макария и священника Успенской церкви Василия Евтихиева, "алтарь и трапеза весьма ветхи и имеются как в алтаре, так и в трапезе разседины немалые, а у трапезы наружные правая, и левая, и западные стены обвалились и служить в ней опасно".

В 1747 году прихожане Ильинской церкви серпуховские купцы братья Петр и Михаил Еремеевичи Поповы, сыновья священника церкви Иеремии Стефанова, изъявили намерение ветхую Ильинскую церковь разобрать и на её месте выстроить вновь храм во имя святого Илии Пророка с приделом святой Екатерины, "и построя, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила повелевают". Богатейшие люди Серпухова, имевшие свой двор в Москве, Ильинские-Поповы построили уникальный для Серпухова храм в традициях московского зодчества начала XVIII столетия. Несмотря на то, что строительство нового храма велось без промедления, и уже в 1748 году здание церкви и придел святой великомученицы Екатерины были отстроены, богослужения в нем возобновились только в 1760 году. Строители церкви Поповы не смогли довести дело до конца "за пресечением жизни их". В церкви не было достаточной утвари, и поэтому она не была освящена. Богослужения совершались в теплом приделе св. вмч. Екатерины до тех пор, пока серпуховской купец Иван Николаевич Кишкин "оною новопостроенную церковь по обещанию своему церковными всякими утворями, чем надобно, всем дополнил и удовольствовал".

Немногочисленный приход был не в состоянии поддерживать здание в благолепном состоянии, постройки ветшали, а церковных кошельковых и свечных денег не хватало на своевременный ремонт. В 1831 году в трапезной частично упала на пол сгнившая деревянная кровля, и, хотя прихожане получили разрешение Московской духовной консистории на перекрытие кровли железом, ни священник храма Георгий Любимов, ни церковный староста мещанин Алексей Иванович Мачилин не смогли собрать средства на ремонт. В сентябре 1831 года по решению консистории храм был закрыт. Для сбора средств, необходимых на ремонт храма, отец Георгий был вынужден собирать подаяния, пока вновь избранный приходом новый церковный староста купец Егор Сергиев Ефимов, а также купцы Иван Алексеевич и Алексей Иванович Плотниковы, Иван Иванович Попов и Николай Петрович Ефимов не согласились поправить ветхости храма "своим коштом".

Серпухов. Церковь Илии Пророка
Серпухов. Церковь Илии Пророка
Осенью 1832 года указом Святейшего Синода Ильинская церковь была формально приписана к Крестовоздвиженской приходской церкви, а церковь Рождества Богородицы, ранее приписанная к Ильинской, - к Казанской церкви. Впрочем исполнение данного приказа приостановлено вплоть до времени, когда "священнические места будут иметь достойных для себя кандидатов". В церкви необходимо было починить цоколь и паперть под колокольней, в холодной церкви положить на стены новую штукатурку, перемостить деревянные полы, починить некоторые иконы, переделать ветхий иконостас в трапезе, и, наконец, переменить ветхие рамы. Долгое время храм простоял полуразрушенным. Как сообщал в Московскую духовную консисторию серпуховской благочинный, "а прихожане по бедности своей всего исправить в скорости, а особенно по нынешней во всём дороговизне не в состоянии". В 1844-47 годах потомственные прихожане храма купцы Плотниковы отремонтировали здание церкви и выстроили на церковной земле дома для причта и сторожку. Самостоятельность храма и прихода были сохранены. Ильинская церковь украсилась лепниной по фасаду, которая удачно дополняет сдержанный, выделенный побелкой барочный декор. Тогда же центральный купол и купол колокольни украсили вазы с крестами, сменившие первоначальные луковичные главки.

Сохранившийся доныне главный иконостас храма был выполнен из бронзы в 1902 году мастерами московской фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий А. И. Кузьмичева по проекту Остроумова. Художественно-литургическая композиция внутреннего интерьера церкви создана в 1903 году художником Иосифом Волковым.

В 1917 году у храма было около 400 прихожан - в основном мещане и купцы Серпухова, проживающие по всему городу. Потомственными ктиторами храма были серпуховские потомственные почетные граждане и купцы из рода Плотниковых.

Ильинский храм, единственный из всех серпуховских храмов, избежал закрытия и разорения в советские годы.

Архитектура

Особенность архитектуры Ильинской церкви заключается в сочетании традиционной для посадских церквей XVII века компоновки основных объемов с ярусной композицией, отличающей приемы зодчества эпохи Петра I. Высокий двухсветный четверик храма с пониженными углами, с полукруглым фронтоном, украшенный круглыми окнами с «бровками» и подчеркнутый филенчатыми пилястрами, выдает почерк мастера, хорошо знакомого с московской архитектурой начала XVIII в. Но зодчий Ильинской церкви не поднялся до разработки верха храма сложной ярусной композицией, подобной у церкви Иоанна Воина на Якиманке и у собора Заиконоспасского монастыря в Москве.

На четверик церкви Ильи Пророка поставлен традиционный восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом. На фасаде восьмерик завершен фигурной кровлей с двумя ярусами ложных фонариков и вазой с крестом. С востока к церкви примыкает невысокая граненая алтарная апсида, ребра которой подчеркнуты пилястрами. С запада расположен притвор, перекрытый цилиндрическим сводом. В южной части притвора расположен придел Великомученицы Екатерины с полукруглой апсидой. Придел отмечен восьмериком с фонариками, в миниатюре повторяющими завершение храма. За притвором находится колокольня, в первом ярусе которой расположен вход на крыльцо. Ярусная колокольня замечательна как по пропорциям, так и в деталях. Над входом поставлен квадратный в плане ярус, украшенный наличниками с полукруглыми фронтонами. Над ним поднимается огромный восьмигранный столп с ярусом звона, отмеченным высокими арками. Столп украшают четырехлепестковые филенки в стиле барокко, филенчатые пилястры и дощатый руст яруса звона.

Приписные

Настоятели

Использованные материалы

  • Пантелеева М. П. "Храм пророка Божия Илии" // Сайт Троицкого собора Серпухова



[1]  "Указ № 3774 от 4 сентября 2015 года" // Официальный сайт Московской епархии: https://mepar.ru/documents/decrees/2015/09/04/64026/

Редакция текста от: 14.07.2021 15:49:52

"СЕРПУХОВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google