Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аналой с иконой
Аналой с иконой
Аналойная икона - особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой. Входящие в храм совершают поклонение (греч. προσκύνησις) и целование аналойной иконы, представляющей праздник по церковному календарю или образ святого (святых), чья память приходится на этот день, иногда - святого покровителя храма или местночтимый образ Божией Матери. Догматическим основанием почитания икон и подобающего им поклонения послужили постановления VII Вселенского Собора (787). Сама традиция, возможно, восходит к церемонии торжественного восстановления икон и их почитания, состоявшейся 11 марта 843 года в Константинопольском соборе Св. Софии, когда в связи с окончательной победой над иконоборцами в центре главного храма Византийской империи были выставлены для поклонения иконы.

Необходимость иметь в храме аналойные иконы для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы, соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые - на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, которые совершаются в храме. Литургические серии аналойных икон известны с XI-XII веков.

Иконография аналойных икон, как показывают самые ранние их серии, восходит к иллюстрациям литургических книг, возлагавшихся при чтении на аналой: Евангелия, Апостола, служебных Миней, Цветной и Постной Триодей, корпус которых в основном сформировался к XI в. К этому времени следует отнести и появление типа и особенностей аналойных икон. Не только иконография, но и книжный формат, миниатюрный стиль письма, двусторонняя композиция повторяют приемы книжной иллюстрации. Не случайно сложенные в ковчег иконы-таблетки, по словам архидиак. Павла Алеппского, казались «подобием книги» [1].

Кроме моментов, когда аналойные иконы использовались за богослужением, они хранились в ковчежцах на полках аналоев, покрытых пеленой, или в алтаре или ризнице храма в коробах, ларцах или киотах.

Аналойные иконы служили также образцами для иконописцев, о чем свидетельствуют не только иконографические параллели с монументальными образами иконостасов и фресок, но и сведения из монастырских описей и др. документов, упоминающих о наличии двусторонних иконных образцов в составе имущества иконописцев.

Литература

  • Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 3. С. 130;
  • Голубцов. Чиновник; Анисимов А. И. Каталог выставки XV всероссийского археологического съезда в Новгороде. Отд. II (церковный). Новгород, 1911. С. 14;
  • Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 6;
  • Sotiriou G. et M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1956-1958. 2 vol.;
  • Weitzmann K. The Studies in Classical and Byzantine manuscript illumination. Chicago; L., 1971. P. 296-300;
  • Лазарев B. H. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977. С. 50;
  • Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 151;
  • Вздорнов Г. И. Заметки о Софийских святцах // Bsl. 1979. T. 50. N 2;
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 301-320;
  • НКС. Т. 4. С. 75;
  • Weitzmann K. Icons programs at Sinai // DXAE. T. 12. 1984. Athens, 1986. S . 108-109;
  • Belting H. Bild und Kult: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Münch., 1990. S. 122, Note 1;
  • Galavaris G. Early Icons (from the 6th to the 11th Century) // Sinai: Treasures of the Monastery of S. Catherine. Athens, 1990. P. 99;
  • Новосельская Е. Г. Древнерусские иконы-таблетки из ризницы Троице-Сергиевой лавры // Древнерус. и народное искусство: Сообщ. Загорского музея. М., 1990. С. 39-49;
  • Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Centuries // Ibid. Р. 104;
  • Евсеева Л. М. К вопросу о типологии двусторонних икон-таблеток конца XV века из новгородского Софийского собора // 125 лет Новгородскому музею: Мат-лы науч. конф. Новгород, 1991. С. 86-93;
  • она же. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе // Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 65-80;
  • она же. Афонская книга. С. 125-131;
  • Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Серг. П., 1996. С. 8-10. № 1;
  • Evseeva L. M. Dubbelzijdige lezenaarikonen // Uit het hart van Rusland: Ikonen en miniaturen. Utrecht; Zwolle, 1999. S. 21-30, 48-73. Kat. N 1-12.

Использованные материалы



[1]  Путешествие Патриарха Макария в Россию. С. 130

Редакция текста от: 25.06.2017 12:50:24

"АНАЛОЙНАЯ ИКОНА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google