РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протопр. Петр Рождественский
Протопр. Петр Рождественский
Пётр Александрович Рождественский (1870 - 1940), протопресвитер, настоятель Михаило-Архангельского храма в Дайрене (ныне Далянь)

Родился 1 июня 1870 года в селе Саврушах Чистопольского уезда Казанской губернии в семье псаломщика (впоследствии священника) Александра Ильича Рождественского. Детство его было полно лишений.

Обучался в Чистопольском духовном училище, а затем - в Казанской духовной семинарии. 3 июня 1892 года окончил полный курс семинарии со званием студента.

Служение в Казани

С 16 января 1893 года состоял псаломщиком при кафедральном соборе города Казани.

25 января 1893 года женился на Анне Петровой. Дети: дочь Нина родилась 5 января 1894 года, Лидия родилась 27 февраля 1895 года, сын Дмитрий родился 7 мая 1901 года, дочь Елена родилась 14 мая 1905 года и дочь Ольга родилась 14 июня 1909 года.

6 мая 1893 [1] года был рукоположен во диакона архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) с оставлением на псаломщицкой должности.

7 августа 1893 года был определён на должность эконома Казанской духовной семинарии по представлению семинарского правления, резолюцией епископа Чебоксарского Анастасия (Опоцкого).

20 мая 1897 года был допущен в число студентов Казанской духовной академии указом Святейшего Синода за № 3223. 5 мая того же года, по поступлении в число студентов академии, был уволен от должности эконома определением правления Казанской духовной семинарии, утвержденным архиепископом Казанским Владимиром.

29 августа 1897 года был определён на место псаломщика к Казанской Пятницкой церкви резолюцией того же владыки.

С 14 октября 1898 по 1 сентября 1904 года состоял законоучителем образцовой школы при окружном женском училище духовного ведомства.

2 июня 1900 года был рукоположен во священника архиепископом Казанским Арсением (Брянцевым) с оставлением на вакансии псаломщика.

7 июня 1901 года окончил Казанскую духовную академию в со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии [2].

Предложением управляющего Казанским учебным округом от 20 октября того же года за № 9425 был допущен к преподаванию Закона Божия в Казанской женской III гимназии учрежденной А. И. Котовой, из платы по найму 20 октября 1901 года.

8 января 1902 года согласно прошению был определён священником в Казанский кафедральный собор владыкой Арсением. С 19 февраля по 5 июля того же года исправлял должность старосты Казанского кафедрального собора, за что был удостоен благодарности Его Высокопреосвященства.

Предложением управляющего Казанским учебным округом от 27 января 1904 года за № 1098 был допущен к преподаванию пения в Казанской женской III гимназии.

5 июля 1904 года был назначен членом правления Казанского мужского духовного училища.

С 1 сентября 1906 года состоял законоучителем в трёх классах Казанской женской III учительской школы, а предложением попечителя Казанского учебного округа от 26 октября 1906 года за № 13309 был определён законоучителем параллельных классов Казанской женской III гимназии.

С 1907 года состоял председателем Ревизионного комитета по проверке отчета Казанского епархиального свечного завода, членом и секретарём комитета Казанского общества трезвости, а также секретарём братства Пресвятой Богородицы при Казанском кафедральном соборе.

В 1908 году был в Западной Европе, где посетил Германию, Францию, Швейцарию и Австрию. Получил приглашение занять место настоятеля в церкви в Ментоне, Франция, но уклад заграничной жизни не понравился о. Петру и он отказался, предпочитая вернуться в родную Казань.

1 августа 1908 года был назначен ключарём Казанского кафедрального собора резолюцией архиепископа Казанского Никанора (Каменского).

С того же года состоял членом экзаменатором кандидатов на звание псаломщика, а со следующего года - членом Казанского церковного историко-археологического общества.

3 августа 1916 года был награждён саном протоиерея синодальным определением за № 6554 за оказанные им по обстоятельствам военного времени заслуги. Был возведён в сан 1 октября того же года епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком).

31 декабря 1916 года был утверждён в должности законоучителя в основных классах Казанской женской гимназии А. И. Котовой, с сохранением за ним преподавания тех уроков, которые ему были поручены Педагогическим советом в начале 1916-1917 учебного года.

В 1917 году был упомянут в ведомости на выдачу наград к празднику Рождества Христова служащим и преподавателям Казанской земской женской учительской школы.

19 апреля 1918 года был допущен к преподаванию истории религий и этики в Казанской женской гимназии А. И. Котовой.

В период служения в Казани также являлся гласным Казанской городской думы и Казанского губернского земства; членом правления Казанского губернского союза учителей.

На фронтах гражданской войны в России

В начале сентября (по новому стилю) 1918 года, когда части Белой армии оставляли Казань, ушёл вместе с ними в числе причта Казанского кафедрального собора [3].

Стал военным священником в Белой армии. Как он сам вспоминал:

"В освобождённом Симбирске стали организовываться добровольческие части. Скоро были сформированы два полка. В один из них я был приглашён на должность священника. Этот полк вошёл в отряд Каппеля, который потом стал корпусом Каппеля. И, таким образом, мне выпало счастье лично познакомиться с Каппелем, быть непосредственным свидетелем и даже участником в его блестящих делах, видеть его отношение к солдату, чтобы понять все, всю очаровательность его личности и чтобы убедиться в совершенной справедливости характеристики его, слышанной мною от сослуживцев" [4].

Отступал с Белой армией. В Омске устроился на место псаломщика в Братской церкви. Служил в Высшем Церковном Управлении. В 1919 году вместе с Д. Б. Болдыревым устроил в Омске Гермогеновское братство по организации дружин "Святого Креста и Зеленого Знамени" и добровольческого движения для борьбы с большевиками. Стал председателем братства.

После падения власти адмирала Колчака подвергся притеснениям.

Служение в Китае

Пробрался в Китай, в Маньчжурию, где в 1921 году был назначен директором Бухединской общественной гимназии.

В 1922 году был принят в число духовенства города Харбина. Стал настоятелем Иверской церкви Госпитального городка. Вскоре был назначен ключарём Николаевского кафедрального собора.

В том же 1922 году принимал участие в организации епархиального управления новообразованной Харбинской епархии и был избран первым председателем епархиального совета. Совет конфликтовал с архиепископом Харбинским Мефодием (Герасимовым), и 25 октября 1923 года архиепископ Мефодий неожиданно распустил прежний состав совета [5].

В феврале 1924 года был назначен настоятелем Харбинской Алексеевской церкви в Модягоу [6]. По его почину взамен прежней церкви был заложен прекрасный каменный храм. Проходил это служение до 1933 года [7].

Стал первым председателем Харбинского епархиального попечительства о бедных, а также в течении десяти лет нёс работу по наблюдению за преподаванием Закона Божия в школах Харбинской епархии.

В 1933 году по собственному желанию и по ходатайству прихожан был назначен настоятелем Покровского храма в город Тяньцзинь [8]. На новом месте, как и в Харбине, принимал участие в общественной работе: был председателем делового комитета русских организаций, законоучителем и председателем педагогического совета прогимназии и её руководителем, а также председателем комитета "Дома Милосердия".

В 1936 году по собственному желанию был переведён в Дайрен (в то время - арендная территория Японии, ныне город Далянь в Китае), настоятелем Михаило-Архангельского храма. Также являлся штатным законоучителем Дайренской российской гимназии. Небольшой и спокойный Дайренский приход дал отцу Петру возможность поработать над своими проповедями, которые он готовил для напечатания, а также записать и опубликовать некоторые воспоминания.

18 октября 1940 года отслужил обедню, навестил прихожанина, вечером был у генерала М. В. Ханжина, лёг спать около полуночи, проведя весь день в добром расположении и здравии. Ночью отцу Петру внезапно стало очень плохо, он позвал к себе диакона Петра Опика, которому и сказал свои последние слова: "Я умираю, диакон, возьми рукописи проповедей". Протопресвитер Петр Александрович Рождественский скоропостижно скончался 19 октября 1940 года в Дайрене (ныне Далянь). Отпевание и погребение при большом стечении верующих были совершены вскорости в Дайренском Михаило-Архангельском храме [9].

Автор нескольких печатных работ, включая публикации в журнале Хлеб Небесный. По характеристике журнала Китайский благовестник за 1947 год, отец Пётр был: "маститый протопресвитер [...] исключительно блестящий проповедник, администратор, хозяин и незаурядный педагог" [8].

Награды

  • набедренник (15 мая 1901)
  • скуфья (5 декабря 1902)
  • камилавка (6 мая 1906)
  • архиерейская благодарность с внесением в формулярный список (от архиепископа Казанского Никанора (Каменского), за усердие при сборе средств на пошитие белой ризницы для духовенства Казанского кафедрального собора и за сбор на бедных к Пасхе 1909 года, 24 марта 1909)
  • золотой наперсный крест (от Святейшего Синода, ко дню рождения императора Николая Александровича, 6 мая 1910)
  • орден Российской империи св. Анны 3-й степени (6 мая 1914)
  • митра (не позднее 1931) [10]

Литература

  • Незабытые могилы, т. 6, М.: Пашков дом, 2007.
  • Время (Харбин), 17 октября 1943, № 281.

Использованные материалы

  • "Петр Александрович Рождественский", Законоучители средних профессиональных учебных заведений г. Казани, со ссылкой на "Формулярный список о службе законоучителя Казанской земской учительской семинарии (женской) священника Петра Алесандровича Рождественского" в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ, ф. 331, оп. 1, д. 427, л. 7-10):
  • "К 70-летию протопресвитера о. П. А. Рождественского", Хлеб Небесный, 1940, № 7, с. 52-53.
  • Сумароков Е., "Памяти протопресвитера о. Петра Александровича Рождественского", Хлеб Небесный, 1940, № 11, с. 50-52.
  • Биобиблиографический справочник Религиозная деятельность русского зарубежья:
  • Профиль в портале Православие в Китае:



[1]  В материале указан 1899 год, однако очерёдность событий в тексте, а также упоминание скончавшегося в 1897 году архиепископа Казанского Владимира как рукополагающего, датирует хиротонию 1893 годом. См. "Петр Александрович Рождественский", Законоучители средних профессиональных учебных заведений г. Казани, со ссылкой на "Формулярный список о службе законоучителя Казанской земской учительской семинарии (женской) священника Петра Алесандровича Рождественского" в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ, ф. 331, оп. 1, д. 427, л. 7-10), http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JfSpOoG...=ru

[2]  "Выпускники Казанской духовной академии 1846-1920 гг.", частный сайт А. А. Бовкало, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[3]  Степанов А. Ф., История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника, портал Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", https://www.sedmitza.ru/lib/text/6416948/

[4]  Русское дело (Иркутск), 18 декабря 1919, № 31, цит. по Цветков, Василий, "Каппель и каппелевцы. Послесловие", информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 30 апреля 2008, http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/04/30/kappel_i_kappel...ie/

[5]  Баконина С. Н., "Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг. )", Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви, вып II: 4 (29), с. 84-105, https://cyberleninka.ru/article/n/harbinskaya-eparhiya-v-per...-gg

[6]  Головин С. А., "Харбин - центр русской православной культуры в Маньчжурии в начале XX века", Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции (под. ред. Д. В. Буярово и Д. В. Кузнецова), 2014, с. 72-75.

[7]  Год окончания - по данным Харбинского муниципального религиозного архива. См. профиль на портале Православие в Китае, http://www.orthodox.cn/localchurch/tianjin/peterrozhdestvensky_cn.htm

[8]  "История возникновения православных храмов в Тяньцзине", Китайский благовестник, август-сентябрь 1947, с. 42, http://www.orthodox.cn/localchurch/kitajskijblagovestnik/194708-09.pdf

[9]  Пономарёв Аристарх, прот., "Погребение Протопресвитера о. П. Рождественского", Хлеб Небесный, 1940, № 11, с. 52-53.

[10]  "Св. Алексеевская церковь в Модягоу", Православные храмы в Северной Маньчжурии, Харбин, 1931, с. 10-11, http://www.orthodox.cn/localchurch/harbin/1931/10-11_ru.htm

Редакция текста от: 05.06.2017 17:51:14

"РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google