АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Александр Фригиец (+ 177), врач, мученик

Память 25 июля (Галл. [1])

Первый известный христианский мученик-врач, по происхождению фригиец. Принял мученический венец в 177 году вместе с 43 (48) лионскими мучениками. Во время тогдашних гонений среди христиан Лиона обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству, другие страшились его. При этом каждый день хватали всё новых христиан, забирая самых деятельных и ревностных. Между испугавшихся пыток нашлись лжесвидетели, обращая на верных ещё больший гнев народа своими наветами. Христиане подверглись страшным пыткам в заключении, но и осведомители были влекомы в тюрьму для дачи дальнейших показаний.

По словам письма от церквей Лиона и Виенны, приводимым Евсевием Памфилом,

(47) От кесаря пришел ответ: исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить. Как раз начиналось Собрание провинциалов (очень многолюдное, так как на него сходятся ото всех племен), и легат превратил выход мучеников к трибуне в театральное зрелище для толпы. Тут он опять их допрашивал: римским гражданам велел отрубить головы, а остальных бросить зверям.

(48) Прославили Христа, вопреки ожиданию язычников, недавние отступники. Их допрашивали каждого особо, обещая освобождение, но они исповедали свою веру и были причислены к мученикам. В стороне остались те, в ком не было и следа веры, кто не понимал, что значит брачная одежда, и не имел страха Божия. Сыны погибели, они самим отречением произнесли хулу на Путь; все остальные объединились с Церковью.

(49) При допросе присутствовал некий Александр, фригиец родом, врач. Он много лет жил в Галлии и почти всем был известен своей любовью к Богу и смелостью своей речи; не был он обделен и апостольским даром. Стоя у трибуны, он знаками поощрял исповедников; стоявшим кругом казалось, что он в родовых схватках,

(50) и чернь, раздраженная тем, что недавние отступники стали исповедниками, стала вопить, что это дело Александра. Легат подозвал его и стал допрашивать, кто он, и, обозлившись на его ответ: “Христианин”, осудил на съедение зверям. На следующий день он вышел на арену вместе с Атталом, и легат, в угоду черни, и Аттала отдал зверям.

(51) В амфитеатре они испытали на себе все орудия, придуманные для пыток, и выдержали великое состязание; наконец, их закололи. Александр не издал ни слова, ни звука: сердце его было с Богом.

По смерти, вероятно, что его останки, вместе с телами прочих мучеников Лионских, были выставлены язычниками на шестидневное поругание а затем сожжены и развеены над Роной, чтобы воспрепятствовать, по мнению мучителей, воскресению тела.

См. также Лионские мученики.

Литература

  • Harnack A. Medicinisches aus der ältesten Kirchengeschichte // TU. 1892. T. 8. Fasc. 4. P. 40;
  • De Labriolle P. Alexandre (14) // DHGE. T. 2. Col. 177-178;
  • Richard P. Lyon Sacré. Lyon, 1919. P. 40-45;
  • Lexikon für Theologie und Kirche (= LTK). Bd. 1. Sp. 314;
  • "Святые мученики Лионские и Вьеннские: Санкт, Магур, Аттал и Бландина" // Из книги "Синаксарь: Жития святых Православной Церкви",Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря // Портал Православие.Ru, 7 августа 2012 г.:

Использованные материалы



[1]  Календарь на сайте Православная Франция, http://www.france-orthodoxe.net/ru/calen/

Редакция текста от: 10.02.2017 07:32:10

"АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google