Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОЛОЦКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Перенаправлено со статьи "БЕЛОРУССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Полоцкая духовная семинария (недейств.)

Униатская Белорусская духовная семинария

Указом императора Александра I, подпи­санном 16 декабря 1806 года, в городе Полоцке предпи­сывалось открыть Белорусскую духовную семинарию для обучения детей униатского белого духовенства и содержалась за счёт имений и части денеж­ных средств епархии. Этот указ был результатом долгой и напряженной работы униатского митрополита Киевско­го, Галицкого и всея Руси Ираклия (Лисовского). Семинария должна была располагаться при Полоцком кафе­дральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания были заняты военным госпиталем, то Ираклию (Лисовскому) при­шлось разместить её в своем архиерейском имении Струнь, примерно в 6 километрах от Полоцка. Занятия в новооткрытой семинарии начались в январе-феврале 1807 года. Преподавание всех предметов (за исключением библейской истории) велось на рус­ском языке; преподавательский штат при открытии семинарии включал всего одного преподавателя богословия. В октябре 1807 года семинарию посетил император Александр I. В 1808 году митрополитом Ираклием были утверж­дены правила учебно-воспитатель­ного процесса и штат семинарии. А в ноя­бре того же года семинария из имения Струнь была перемещена в здание Софийского собора в Полоцке.

В 1812 году семинария была ра­зорена французскими войсками и по распоряжению униатского архиепископа Иоанна (Красовского) была переведена в село Судиловичи Лепельского уезда. Занятия возобновились в 1813 году, а обратно в Полоцк семинария возвратилась в 1821 году.

Как правило, семинария располагалась в непри­способленных для образовательного процесса ветхих старых зда­ниях. Лишь в 1830-1833 годах было построено новое двухэтажное здание, которое также оказалось не вполне подходящим для занятий.

Сведения о преподавательской корпорации собирались с 1824 года, и с этого времени число преподавателей было в пределах 8-13 человек. Большей частью преподавали выходцы из Высшей униатской Виленской семинарии, но с 1829 года на преподавание русской гражданской истории и русской словесности стали назна­чать выпускников православных духовных академий. Материальные трудности заставляли препода­вателей искать возможность дополнительного заработка: препо­даватели в сане священника становились настоятелями сельских приходов, другие иска­ли приработок на государственной службе. Большинство учащихся было на фундушевом (епископском) со­держании. Фундушевые учащиеся проживали в семинарском здании, а своекоштные (на собственном со­держании) - на квартирах в городе.

В 1820-е годы преподавание в семина­рии осуществлялось на польском языке, не изучались ни греческий, ни церков­нославянский языки; богословским предметам уделялось недостаточное внимание, вместо них делался упор на изучение естественных наук, математики и латинского языка. Чёткий учебный план отсутствовал: в старшем классе наряду с богословием могли преподавать метафизику, физику, хи­мию, высшую математику. Предметы преподавались по учебни­кам и конспектам лекций из Высшей Виленской семинарии. Курс обучения был шестилетний, после чего выпускники могли углубить образование в Полоцкой академии. В 1823-1824 годах и 1828-1829 годах семинария подвергалась реформированию, причём во второй раз пре­образование было совершено на основании устава духовных се­минарий православного исповедания. Введение устава православных семинарий 18 сентября 1828 года повлекло изменение плана преподавания предметов. В частности, из него были исключены минералогия, химия, астрономическая география. Особое внимание было уделено изу­чению русского языка, на котором теперь надо было преподавать всеобщую и русскую историю. В учебный план теперь входили следующие предметы: христианская религия, польская религия, пастырское богословие, Писание, догматическое богословие, ка­ноническое право, церковная история, математика, всеобщая история, российская история, география, русский язык и его сло­весность, логика, естественная история, красноречие, немецкий, французский, латинский, еврейский и греческий языки. К 1830 году в семинарии было 5 отделений (курсов), а в духов­ном училище при ней - 4.

Православная Полоцкая духовная семинария

По итогам воссоединительного Полоцкого Собора в 1839 году семинария стала православной. В этой связи в 1840 году семинария была переименована в Полоцкую ду­ховную семинарию.

В 1842-1843 годах семинария была переведена на полное казён­ное содержание, и ее внутреннее устройство было приведено в соответствие с действующим уставом православных духовных семинарий. Во главе семинарии стоял ректор, он же был и пред­седателем правления семинарии, в состав которого входили ректор, инспектор и эконом. Семинария разделялась на три класса, или отделения, с двухгодичным курсом в каждом: низшее (риторика), среднее (философия) и высшее (богословие).

Распорядок в семинарии был примерно следующий: в учебные дни ученики вставали в 6 часов по звонку, в 7 часов собирались в столовый зал для утренней молитвы. В день проходило по три урока, каждый урок продолжался 2 часа, в 2 с половиной часа на­чинался обед. Время после обеда до 5 часов посвящалось частич­но свободным занятиям: хоровому пению, музыке или гимнасти­ке, рисованию, игре в шахматы и шашки, в мяч и т. п., частично отдыху, прогулке, чтению дозволенных книг. Желающие могли попить чаю в столовой или в буфете, в указанных местах разрешалась игра на музыкальных инструментах. Потом следовала подготовка уроков, ужин, вечер­ние молитвы и отход ко сну в 23.00. По свидетельству современников:

"весь режим заведения, под­держивая свободное, бодрое, даже веселое настроение учащихся, не давал места ничему разгульному, распутному, позорному, бес­честному. Эти язвы, столь обычные в других закрытых учебных заведениях, решительно не прививались в семинарии совсем не потому, что порядки были слишком строги, а из-за того, что их не допускали сами нравы заведения".

В 1851 году митрополит Иосиф (Семашко), ревизовавший По­лоцкую епархию, нашёл семинарию в плохом состоянии. Здания, где размещались воспитанники, грозили обвалом. Их ремонт обошелся бы дороже, чем постройка нового здания, в связи с чем было реко­мендовано перенести семинарию в Витебск. Поэтому в 1852 году ректор семинарии архимандрит Поликарп (Пясецкий) констати­ровал аварийное состояние семинарского здания и ходатайствовал перед архиепископом Василием (Лужинским) о перемещении семинарии в Витебск. Но поскольку здание бывшего базилиан­ского монастыря, на тот момент было занято губернскими при­сутственными местами, переезд был временно отложен. Тем временем, по предписанию Святейшего Синода в 1853 году для лучших воспитанников было открыто миссио­нерское отделение. Здесь не изучались латинский, греческий и еврейский языки, но добавлялись следующие предметы: история и стати­стика русского раскола, практические наставления миссионерам, обозрение сочинений, написанных как раскольниками, так и про­тив них. Эти предметы преподавались два раза в неделю, одновре­менно с основным учебным курсом.

Семинария смогла переехать в Витебск в 1856 году. Новое помещение не в полной мере соответствовало требованиям учебного процесса. С 1867 года начался большой ремонт главного корпуса семинарии, но многие недостатки устра­нены не были: очень небольшое помещение для семинарской больницы в главном корпусе, отсутствие изолятора, неудобные спальные помещения и учебные комнаты. Семинария распо­лагалась в трёхэтажном здании около Успенского собора. На треть­ем этаже были оборудованы спальные комнаты студентов с гарде­робной, которая использовалась еще как чайная. Учебные классы находились на втором этаже. На первом этаже располагались комнаты инспекции, столовая, буфет и медпункт. В двухэтажной пристройке находилась семинарская церковь во имя рав­ноапостольных Кирилла и Мефодия и библиотека. Церковь была достаточно просторная и красивая, в ней хранились подаренные великим князем Сергеем Александровичем вышитые серебря­ными и золотыми нитями хоругви. Фундаментальная библиотека формировалась постепенно, в ее состав вошли книги следующих библиотек: Жидичинской, Радомышльской, Полоцко­го Софийского собора, архиепископа Иоанна Красовского, иезуи­тской Ужвалдской, Лядунского духовного училища, Поддубийско­го базилианского монастыря, Мархировской Покровской церкви; много книг было приобретено из суммы, ежегодно выделяемой на содержание семинарии. Большинство книг было богословско­го содержания и на латинском языке, было очень мало книг на русском и почти не было книг на греческом. При семинарии были также физический и минералогический каби­неты, читальный зал, с 1861 года - воскресная школа в которой пре­подавали семинаристы, впоследствии преобразованная в образцовую. В 1869 году при семинарии был открыт класс иконописи.

С 1867 года в состав правления семинарии по педагогическим де­лам входили: ректор, инспектор, один профессор и члены из духовен­ства. С 1870 года все преподаватели семинарии вместе с тремя членами от духовенства составляли педаго­гическое собрание, а распорядитель­ное собрание состояло из ректора, инспектора, преподавателя и двух членов от духовенства.

Воспитание нравственного пове­дения учащихся возлагалось на ин­спектора. Он следил за поведением учеников через своего помощника. Основными методами воздействия были увещание, убеждение и воз­буждение стыда. Случаи исключе­ния учащихся почти не встречались. Из наказаний практиковались: внушение, предупреждение, внесение в книгу поведения, порица­ние в присутствии всей семинарии. В семинарии сложилась традиция без­укоризненного поведения учащихся, иногда в течение целого года не было нарушений дисциплины.

Семинария продолжала называться Полоцкой до 1872 года, когда указом императора Александра II она была переименована в Витебскую духовную семинарию (см. далее).

Статистика

  • 1807 - к началу занятий уезд­ными протопресвитерами было доставлено 15 юношей, впоследствии к ним присоединилось еще 6 юношей из архиерейского хора
  • 1808 - по штату семинарии: 50 воспитанников
  • 1809 - по распрояжению униатского епископа Полоцкого Иоанна (Красовского) число учащихся было доведено до 80 человек
  • 1829 - книг в семинарской библиотеке: 1803 экземпляров
  • 1833 - 118 уче­ников
  • 1834 - 208 учеников
  • 1869 - книг в семинарской библиотеке: 6000 экземпляров
  • 1870 - книг в семинарской библиотеке: 5000 экземпляров

Ректоры

Униатская Белорусская духовная семинария

  • Аврелий Су­мятыцкий (1806/1807 - ?)
  • Василий Лужинский (упом. 1821)
  • Михаил Шелепин (1823 - 1839)

Православная Полоцкая духовная семинария

Известные выпускники

Использованные материалы

  • "Витебская православная духовная семинария", официальный сайт Витебской епархии:
  • Материалы для истории Витебской духовной семинарии. Ректоры (с 1839 года) // Полоцкие епархиальные вельные ведомости, 1884, №21 отд. неофиц. (1 ноября 1884), с. 695-696.
  • Страница сайта Русское Православие:



[1]  Иоанн (Пщолко), архим., Архимандрит Михаил (Шелепин). Некролог (перепечатан из Литовских епархиальных ведомостей, № 5, 1867) // сайт Успенского женского монастыря, http://www.uspenie.by/архимандрит-михаил-шелепин/

Редакция текста от: 10.08.2021 22:20:05

"ПОЛОЦКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google