ИОСИФ ИСИХАСТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Старец Иосиф Исихаст. Фото
Старец Иосиф Исихаст. Фото
Иосиф Исихаст (Молчальник, Пещерник) (греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ ῾Ησυχαστής) (1897 - 1959), схимонах, выдающийся подвижник благочестия XX века, местночтимый святой на Афоне и в Румынии, преподобный

Память 16 августа (Афон, Ватопед) [1]

В миру Франгиск Коттис, родился 2 ноября 1897 года в деревне Лефке на острове Парос. Его родители Георгий и Мария были бедными, но благочестивыми людьми. В 1907 году отец умер, и воспитание шестерых детей легло на плечи матери. По её словам, вскоре после рождения Франгиска она узнала о его предстоящей судьбе: явившийся ей во сне ангел записал имя младенца в некий список и забрал его, сказав, что он нужен Царю.

Франгиск не окончил начальную школу, так как после смерти отца должен был помогать матери и братьям. В 1914 году он отправился на заработки в Пирей. После прохождения военной службы поселился в Афинах, где, по одним сведениям, занимался мелкой торговлей, а по другим - работал поваром и затем кондуктором трамвая. В возрасте 23 лет молодой человек увлекся чтением духовной литературы, под влиянием которой стал подражать подвижнической жизни древних отцов на горе Пендели. В том же 1921 году, познакомившись с неким старцем из одной келлии в Карее, Франгиск раздал своё имущество бедным и отправился на Святую Гору, чтобы стать монахом.

На Афоне сперва присоединился к братству старца Даниила Катунакийского, но затем удалился оттуда в поисках более уединённого места для подвижничества. Юноше не удалось сразу найти для себя духовного отца, о чем он с горечью писал впоследствии: "День и ночь я плакал о том, что не нашёл Святую Гору такой, как пишут о ней святые". В частности, не увенчалась успехом его попытка поступить в ученики к старцу Каллинику Исихасту, поскольку тот отказывался обучать своих послушников умной молитве. Тогда Франгиск начал вести отшельнический образ жизни, обитая в пещерах. Со временем, после многих суровых подвигов, он сподобился дара благодатной непрестанной молитвы.

Не найдя подходящего пристанища, Франгиск некоторое время путешествовал по Афону, зарабатывая на жизнь изготовлением мётел. В ходе этих странствий он познакомился и сблизился с монахом Арсением. По совету Даниила Катунакийского, указавшего молодым людям на важность послушания для духовной жизни, в конце 1921 года Франгиск и Арсений стали учениками простодушного и незлобивого старца Ефрема Катунакийского, албанца по происхождению, занимавшегося бондарным ремеслом.

В 1925 году Франгиск был пострижен в великую схиму с именем Иосиф.

Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит святителя Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти Иосиф, уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя отец Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоём, Иосиф и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям Иосифа Исихаста, этот период жизни был связан для него с особенно тяжёлыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что Иосиф с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате которой Иосиф Исихаст, по его словам, "вошёл во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней". Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии преподобного Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры. От своего духовника Иосиф Исихаст перенял правило вкушать пищу (состоявшую из одной меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь раз в день, не делая исключения для великих праздников.

Прп. Иосиф Исихаст. Греческая икона
Прп. Иосиф Исихаст. Греческая икона
В период пребывания в скиту святителя Василия Великого вокруг Иосифа Исихаста стало формироваться небольшое монашеское братство. К старцу присоединились его родной брат Афанасий, отец Иоанн из Албании и отец Ефрем (впоследствии иеромонах, возглавивший движение старостильников в городе Волос). Послушником Иосифа Исихаста некоторое время был и известный подвижник монах Герасим (Менайас), который, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, Иосиф Исихаст приобрёл большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединённую обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.

В 1929 и 1930 годах Иосиф Исихаст покидал Святую Гору для пострижения в монахини своей матери и основания в окрестностях города Драма женского монастыря. В 1933 году он возвратился на Афон, продолжая руководить пятью постриженными им монахинями посредством переписки.

В январе 1938 года Иосиф вместе с отцом Арсением присмотрели для себя заброшенную каливу в Малом скиту святой Анны, располагавшуюся в пещерах под скалистым обрывом, где они подвизались в течение следующих 30 лет. Подвижники обновили небольшую церковь святого Иоанна Предтечи и соорудили для себя из дерева, прутьев и глины хижину, разделявшуюся на три кельи, одна из которых предназначалась для Иосифа, другая для Арсения, а третья - для приходящего иеромонаха. Здесь Иосиф и Арсений на некоторое время вновь остались вдвоём. Само расположение каливы и недостаток места для жилых помещений не предполагали присутствия других братий. Тем не менее со временем к подвижникам присоединились новые ученики из числа молодых монахов, в том числе монах Иосиф (впоследствии духовник монастыря Ватопед и биограф старца), иеромонах Харалампий (впоследствии игумен монастыря преподобного Дионисия).

Тяготы жизни в Малом скиту святой Анны, связанные прежде всего с необходимостью ежедневно поднимать грузы на большую высоту, плохо сказывались на здоровье молодых послушников, поэтому в июне 1951 года Иосиф принял решение переселиться поближе к морю. Им была выбрана калива святых Бессребреников в Новом скиту. В начале 1958 года здоровье старца резко ухудшилось, на его шее появился болезненный нарыв. Уступая просьбам духовных чад, он согласился принять лечение, хотя и считал усилия медиков ненужными. В 1959 году Иосиф Исихаст страдал от сердечной недостаточности.

Скончался 28 августа 1959 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, предсказав свою кончину и предварительно причастившись на праздничной Литургии.

Почитание

Прп. Иосиф Исихаст. Русская икона
Прп. Иосиф Исихаст. Русская икона
Преподобный Иосиф Исихаст почитается как местночтимый святой на Афоне, а также в Румынии. Его мощи находятся в Ватопеде, а честная глава и другая часть мощей - в монастыре преподобного Антония Великого (штат Аризона, США). Известно о посмертных явлениях старца и о чудесах, имевших место при перенесении его мощей.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Преподо́бне о́тче Ио́сифе,/ Го́споду и Богоро́дице свя́то послужи́в,/ в Бо́гом обетова́нную в Раи́/ но́вую зе́млю под Не́бом но́вым возше́л еси́,/ и на́м, недосто́йным вселе́ния в си́х,// письмены́ твои́ми и моли́твами спасти́ся помози́.

Кондак, глас 8

Избра́нный Го́сподом Иису́сом в подо́бныя дре́вним ученики́,/ Ду́хом Животворя́щим Святы́м осоли́лся еси́, / еще́же и братию самоотве́рженную и смиренному́друю возрасти́в,/ де́ланию моли́твенному непреста́нному обучи́л еси́,/ и ра́ди обре́тения и́ми соверше́нных даро́в,/ да́же до сме́рти поще́нием, бде́нием и тре́звением подвиза́лся еси́,/ ны́не же о Го́споде утеша́ешися,/ со А́нгелы и святы́ми блаже́нствуеши и слы́шиши:/ Ра́дуйся, Исиха́сте Вели́кий Ио́сифе,// Но́вый Афо́нский пусты́нниче и мона́хов Наста́вниче.

Сочинения

Сохранилось большое количество писем Иосифа Исихаста к родственникам и духовным чадам, посвящённых различным вопросам духовной жизни. Подборка этих писем была опубликована старцем Ефремом из Филофеева монастыря под заглавием "Выражение монашеского опыта" [2].

Перу старца принадлежит также сочинение "Десятигласная духодвижимая труба" [3], где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть подвижнику по пути к стяжанию благодати. Сочинениям старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы.

Литература

  • Ιωσήφ Βατοπαιδινός, γέρων. ῾Ο Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ἡσυχαστής. ῞Αγιον ῎Ορος, 1983, 2005 7 (рус. пер.: Иосиф, мон. Старец Иосиф Исихаст / ТСЛ. Серг. П., 2000);
  • idem. Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ἡσυχαστής: Βίος - Διδασκαλία - «῾Η Δεκάφωνος Σάλπιγξ» / ῾Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001 5;
  • idem. ῾Ο Γέρων ᾿Αρσένιος ὁ Σπηλαιώτης, 1886-1983.
  • Συνασκητής Γέροντος ᾿Ιωσήφ τοῦ ῾Ησυχαστού. Λευκωσία, 2002;
  • ᾿Ιωσήφ Μ. Δ. ῾Ο Γέρων ᾿Αρσένιος ὁ Σπηλαιώτης. Θεσσαλονίκη, 2002 2;
  • ᾿Αφιέρωμα εἰς τόν ὅσιον Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστήν. Κύπρος, ῾Ιερά Μονή Μαχαιρᾶ, 2003;
  • ᾿Εφραίμ (Κουτσού), ἀρχιμ. ῾Η ὑπακοή κατά τόν Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστή // Σύναξις Εὐχαριστίας, χαριστήρια εἰς τιμήν τοῦ Γέροντος Αἰμιλιανοῦ. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 247-268;
  • Αἴσθησις ζωῆς ἀθανάτου. ῾Ομιλίες γιά τόν Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστή. ῾Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, 2005 2;
  • ᾿Αλιπράντης Ν. Χ. Γέρων ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ᾿Από τήν Πάρο στίς σπηλιές τοῦ ῎Αθω. ᾿Αθήνα, 2006;
  • Τριαντάφυλλος Γ. ῾Ο Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ῾Ο Νηπτικός Πατήρ καί Διδάσκαλος: Ταπεινή ἀναφορά στήν ζωή καί στό ἔργο του. Πάρος, 2007;
  • Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ῞Αγιον ῎Ορος, 2007;
  • Ефрем (Кутсу), архим. Личность и труды старца Иосифа Исихаста // Россия - Афон: тысячелетие духовного единства: Междунар. науч.-богосл. конф. Москва. 1-4 окт. 2006 г. М., 2008. С. 31-39;
  • он же. Влияние старца Иосифа Исихаста на аскетическую и литургическую жизнь Святой Горы // Там же. С. 39-42;
  • Каллиакманис В., протопр. Дар различения помыслов в жизни и учении старца Иосифа Исихаста // Там же. С. 42-50;
  • Мандзаридис Г. Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста // Там же. С. 50-55.

Использованные материалы



[1]  "В Ватопеде почтили память Старца Иосифа Исихаста", новость на сайте Издательского Дома "Святая Гора" "Путеводитель по Афону", http://agionoros.ru/docs/747.html; "Обитель Ватопед — день памяти старца Иосифа Исихаста", новость на сайте Афонское приношение, http://afonfond.ru/obitel-vatoped-den-pamyati-starca-iosifa-isixasta/.

[2]  ᾿Ιωσήφ, γέρων. ῎Εκφρασις μοναχικῆς ἐμπειρίας. ῾Ιερά Μονή Θιλοθέου. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996 (рус. пер.: Иосиф, старец. Выражение монашеского опыта / ТСЛ. Серг. П., 2006) - http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/

[3]  Десятигласная духодвижимая труба старца Иосифа - http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/desjatiglasnaja-dukh...fa/

Редакция текста от: 10.11.2016 13:55:45

"ИОСИФ ИСИХАСТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google